Религиозные организации деструктивной направленности в России

В справочнике «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера» (Белгород, 2000) дано определение деструктивному культу.

Деструктивный культ – разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоничному состоянию: духовному, душевному, психическому и физическому личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам сложившихся социальных структур, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).  

Религиозная организация – это люди, собравшиеся вместе, чтобы исповедовать свою религию, и зарегистрировавшиеся в органах юстиции.[1]

Деструктивной религиозной организацией является организация, которая применяет обман при вовлечении новых членов и контроль за их сознанием.

Нетрадиционные религиозные организации в России: Свидетели Иеговы, Общество сознания Кришны, Движение Муна, Сайентология и другие.

Под влияние различных сект фактически попало значительное число граждан нашей страны. Например, муниты и сайентологи объединяют десятки тысяч человек, иеговисты – сотни тысяч.

Религиозные экстремисты продолжают усиливать свою деятельность, меняя формы и методы работы, подстраиваясь под существующее законодательство.[2]

Церковь Последнего Завета (Виссарион) – отнесена к деструктивным религиозным организациям:

- справочником «Новые религиозные организации России деструктивного религиозного и оккультного характера». – Белгород, 1997г.;

- «Аналитическим вестником» Госдумы, март 1998г.;

- Информационным письмом Минздравмедпрома от 21.08.1998г.

Отрицательные стороны: последователи Виссариона не только «строгие вегетарианцы», но из рациона питания исключены дрожжевой хлеб, растительное масло; члены ЦПЗ занимаются самолечением, зафиксированы случаи болезней со смертельным исходом из-за неоказания медицинской помощи взрослым и детям; есть случаи самоубийства, 58-я заповедь учения Виссариона не осуждает самоубийства; дети школ не посещают, проводится «самостоятельное изучение ребенком общеобразовательных предметов с помощью родителей с периодической аттестацией детей в школе, на этих домашних заданиях детям не преподается история, так как Учитель сказал: «Зачем изучать историю человеческого маразма?».

Контроль поведения: одежда стилизованного русского стиля; применение «агрессивной» диеты способствует ухудшению здоровья; прекращаются отношения с не верующими в Учителя родственниками.

Контроль информации выражается в подчеркивании исключительности слов Виссариона.

Контроль мышления заключается в разделении мира на «мы» (избранные) и «они» (все остальные).

Контроль эмоции: у последователей Виссариона формируются две эмоции – эмоция вины и эмоция страха.

Движение веры (неопятидесятники, неохаризматики) – к деструктивным организациям отнесено конференцией «Тоталитарные секты – угроза XXI века», состоявшейся в мае 2001 года в Нижнем Новгороде.

Контроль поведения: ссылаясь на «пророчества» и «откровения» пасторы определяют стиль поведения своих прихожан, манипулируют ими, используют для корыстных целей и личной выгоды.

Контроль информации: изучается Священное Писание, но избирательно и в угоду тому направлению «богословия процветания», которое проповедуют пастыри, возглавляющие ту или иную группу.

Контроль мышления: происходит разделение мира на «мы» (верующие в Иисуса) и «они» (не верующие в Него); применение таких практик, как «языкоговорение» (якобы сошествие Святого Духа на человека и получение дара говорить на неизвестном языке), «торонтское благословение» (долгий и бессмысленный смех), «поверженность в духе» (под действием внушения человек падает в бессознательном положении), «молитва мук рождения» (конвульсии), - это разрушительные средства воздействия на психику – в состоянии такого коллективного гипноза проводятся денежные сборы, которые могут превосходить десятую часть доходов прихожан; использование публичных исповедей, с помощью которых в дальнейшем манипулируют прихожанами, добиваясь контроля над их действиями.

Контроль эмоций: формируется две эмоции – эмоция вины и эмоция страха.

Большое распространение в организациях Движения веры имеют центры по реабилитации людей, страдающих наркотической зависимостью. Наркотическая зависимость там подменяется психологической зависимостью от организации, а пациенты в этих «реабилитационных центрах» становятся бесплатной и безответной рабочей силой. Программы, применяемые в таких центрах, не имеют никакой медицинской поддержки.[3]

Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней) – отнесена к деструктивным религиозным организациям письмом Минздравмедпрома от 21.08.1996г.; справочником «Новые религиозные организации России деструктивного религиозного и оккультного характера». – Белгород, 1997 и 2002; Аналитическим вестником Госдумы от 03.1998.

Контроль поведения выражается в определенной форме одежды, а также обязательно миссионерство в других городах, то есть отрыв от родных.

Контроль информации состоит в изучении книг: Книга Мормона, Учение и Заветы, Драгоценная жемчужина. Для вступления в организацию последователям предлагаются обязательные беседы: шесть до крещения и шесть после крещения.

Контроль мышления заключается в признании спасения только в Церкви мормонов. Религиозные церемонии многоженства, крещение мертвых и заключение браков с умершими создают атмосферу таинственности и избранности: разделение мира на «мы» (избранные) и «они» (все остальные), которые не будут спасены.

Контроль эмоций состоит в формировании эмоции страха не быть спасенным, не стать богом и эмоции вины перед умершими-немормонами, которых надо крестить в церкви.

В итоговом заявлении Международного семинара «Тоталитарные секты в России», Москва, 1994г.; участники 21 христианской церкви из 18 стран мира подтвердили: «Мы свидетельствуем о существенном искажении Евангелия, происходящем у мормонов».[4]

Муниты (Церковь объединения) – отнесена к деструктивным религиозным организациям: Постановлением Госдумы от 15.12.1996г.; Информационным письмом Миздравмедпрома от 21.08.1996г.; Аналитическим вестником Госдумы от 03.1998г.; справочником «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера». – Белгород, 1997г.

Положительные стороны: воспитание в целомудрии, блуд – самый страшный грех.

Отрицательные стороны: вовлечение в организацию несовершеннолетних; родители объявляются сатанистскими, и есть только «Истинный отец – Мун и истинная мать – его жена». Члены организации посылаются на проповедование в другой город и даже в другую страну без ведома родных; занятие фандрайзингом – добывание денег с помощью перепродажи продуктов и мелких изделий по завышенной цене с целью получения средств для организации; по фотографии подбор супругов; в 1997 году приказом Муна была введена практика распространения «священного вина» (содержащего в себе 21 компонент и кровь Муна) при помощи обмана среди как можно большего количества людей. Для этого муниты раздавали на улицах всех крупных городов мира окропленные «священным вином» конфетки, печенье и прохладительные напитки.

Контроль поведения: члены организации покидают дом, проживают в общих квартирах «единой семьей». Новички изолируются друг от друга, чтобы они не разговаривали и не обменивались впечатлениями. Введены строгие правила совместного проживания, направленные на изоляцию от родных.

Контроль информации: изучаются книги, написанные Муном. Весь мир называется сатанистским, Истина есть только в выступлениях Муна и его Божественном принципе.

Контроль мышления: происходит разделение мира на «мы» (избранные) и «они» (весь остальной мир).

Контроль эмоций: у адептов создаются картины вины перед всеми, и главное – перед Богом: надо быть в любви к Богу и Бог будет любить тебя. Соответственно, возникает страх покинуть группу, так как вне группы невозможно научиться правильно любить Бога.[5]

Анализ изложенных характеристик даже некоторых организаций деструктивной направленности свидетельствует о том, что ряд действующих на территории страны нетрадиционных религиозных объединений наращивает целенаправленное разлагающее воздействие на определенные группы российского общества, в первую очередь детей и молодежи.