Роль коммуникативной толерантности в работе социальных работников

Социальная работа – это профессия, основной функцией которой является помощь людям, с тем, чтобы обеспечить им максимальный комфорт в их нынешнем состоянии[14]. В целом социальных работников можно разделить на две большие категории: практиков, работающих с клиентами (их называют еще клиницистами), сферами деятельности которых считаются семья, помощь детям, здравоохранение, престарелые, образование и исправительные учреждения, и теоретиков, занятых научными исследованиями и преподаванием. В социальной работе специализация в зависимости от выполняемых функций подразделяется следующим образом: непосредственно практикующий работник, контролер, администратор, консультант, аналитик, исследователь[15].

В настоящее время в Российской Федерации создается полноценная система социальной работы. Государство, местные органы самоуправления заинтересованы в качестве предоставления социальных услуг. В связи с этой проблемой возникает вопрос о критериях профессиональной деятельности социальных работников. Различные авторы - Н. С. Давакин, И. А. Зимняя, В. А. Луков, П. Д. Павленок, Л. В. Топчий, Г. П. Филиппова, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева, Е. А. Яблокова и др. – выделяют критерии профессиональной социальной работы, каждый из которых имеет свои особенности.

Несмотря на разнообразие подходов к профессиональной деятельности социальных работников, каждый из них подразумевает профессиональную компетентность социальных работников, так в США считается, что профессиональная компетентность является результатом интеграции различных типов компетентности[16]. Среди них выделяют:

1) концептуальную (научную) компетентность;

2) инструментальную компетентность;

3) интегративную компетентность.

Профессиональный труд социального работника заключается во взаимосвязи и взаимодополнении личностных, функциональных и материализованных компонентов.

По мнению Е. И. Холостовой, профессионализм социального работника характеризуется наличием у него[17]: профессионального призвания; глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях; духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком; профессионального мастерства; объективно-критического отношения к своей деятельности; профессиональных знаний и профессиональных умений; способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации; профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности. Необходимо отметить, что Е. И. Холостова в представленной модели делает акцент на психологической составляющей личности, способствующей эффективной работе социальных служб, наиболее успешной реализации социального работника в его профессиональной деятельности и удовлетворению ожидаемых потребностей клиента от помощи социального работника.

М. А. Гулиной выделены следующие группы качеств социального работника[18]:

1. психологические характеристики, являющиеся частью способностей к данному виду деятельности;

2. психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

3. психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного общения.

К третьей группе качеств относятся коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др., базирующиеся на некоторых психологических теориях коммуникации (самоопределения и самопрезентации)[19].

Н. Б. Шмелева в своих исследованиях профессиональной деятельности социальных работников выделяет четыре группы наиболее важных качеств социального работника (рис. 1)[20]: интеллектуально-профессиональные качества: высокий профессионализм, компетентность, культура, эрудиция; моральные качества: любовь к людям, гуманность, доброжелательность, отзывчивость, чуткость, эмпатия, толерантность; коммуникативные качества: общительность, тактичность, умение слушать, способность поддерживать человека, способного контактировать с людьми, умение строить диалог; волевые качества: организаторские способности, настойчивость, инициативность, выдержка, самообладание, организованность, ответственность.

Профессионально важные качества социального работника

Рис. 1. Профессионально важные качества социального работника (по Н. Б. Шмелевой)

Ряд авторов уделяет внимание вопросам профессиональной компетентности социальных работников. Так, В. Г. Бочарова приводит некоторые компоненты профессиональной компетентности социальных работников: компетентность восприятия, компетентность взаимодействия, коммуникативная компетентность и рефлексивная компетентность социальных работников; интеграция инструментальных, рефлексивных и социальных компонентов. По мнению В. Г. Бочаровой, главным критерием деятельности социальных работников, является специфика общения с тем или иным клиентом.

И. А. Зимняя, на основе анализа развития «компетентностного образования», указывает на необходимость дальнейшего разграничения ключевых компетенций. Разработанная модель, включающая три основные группы компетентностей[21]: компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (взаимодействие с обществом, общностью, семьей, коллективом, друзьями; сотрудничество; толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль); компетентности, относящиеся к деятельности человека во всех видах и формах (проявляется в труде, планировании, проектировании, моделировании, в решении задач).

Исследование С. Д. Чигановой, позволило выявить наиболее важные качества социальной компетентности специалиста по социальной работе, такие как[22]: умение выслушать; доброжелательное отношение; умение точно выражать свои мысли; терпимость (толерантность); вежливость; уважение к чужой точке зрения; тактичность; готовность прислушаться к другим; чувство юмора; уравновешенность; принципиальность; чуткость и отзывчивость и другие.

Коммуникативная компетентность, по мнению профессора Л. А. Петровской, имеет двоякий смысл – это и эмпатическое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения[23].