Роль некоммерческих организаций в системе социальных служб

На 2003 год в Сибирском регионе было зарегистрировано около десяти тысяч некоммерческих организаций. По сравнению с 2000 годом наблюдается общий рост некоммерческих и общественных организаций на 15%. Статистика показывает, что по сферам деятельности некоммерческих организаций ситуация сегодня стабильная. Изменения количества некоммерческих организаций по направлениям деятельности не превышает одного процента.

Эти данные позволяют говорить о том, что постепенно у некоммерческих организаций появляется понимание своей роли в сообществе, и как следствие происходит рост специализации и профессионализма. По-прежнему наибольшее количество организаций работает в "социальной сфере" (21,%), "культуре и досуге" (1,5%). Эти данные свидетельствуют о реально существующем запросе со стороны населения на услуги некоммерческих организаций.

Негосударственные некоммерческие организации играют значительную роль в формировании гражданского общества в нашей стране. Вклад этих организаций в социально-экономическое развитие Российской Федерации заметен и значителен. Довольно актуальным для негосударственных некоммерческих организаций является взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Причем то же самое можно сказать и об органах власти. Ведь большинство некоммерческих организаций созданы и действуют для решения тех же задач, что и органы государственной власти и местного самоуправления. Некоммерческий сектор позволяет людям реализовывать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества в целом.

Некоммерческие организации, участвуя в решении государственно значимых задач, выполняют такие важные социальные функции, как выявление общих интересов отдельных социальных групп населения, ориентация органов власти на учет этих интересов при разработке и реализации государственной политики, формирование общественного мнения по различным аспектам общественной жизни. Выражая в организованных формах права и интересы различных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и иных групп населения, некоммерческие организации являются важным социальным партнером органов государственной власти и местного самоуправления в реализации общественно значимых проектов и программ.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной человеческой деятельности.

В литературе приведены разные модели организации, но представляется наиболее значимой модель, предложенная С. С. Фроловым, включающая в себя следующие элементы:

социальную структуру как совокупность взаимосвязанных социальных ролей, ценностей, норм, предписаний, которые определяют поведение членов организации;

цели как желаемый результат деятельности участников организации для удовлетворения коллективных потребностей, как смысл существования организации;

технологии как систематизированное знание полезных и рациональных практических действий;

членов организации как совокупность индивидов, занимающих определенные позиции в соответствии с нормативной поведенческой структурой;

внешнее окружение как фактор внешней среды, который влияет на все сферы деятельности организации.

К ним можно отнести: роль государства и политической системы, влияние рынка, роль экономики, влияние социальных и культурных факторов.

Таким образом, организация представляется как система элементов, каждый из которых немыслим без других.

На данный момент наблюдается картина, когда ряд организаций, работающих в общественном секторе более пяти лет, стали достаточно опытными и знающими. Для таких организаций необходимо организовывать специальное обучение с применением новых разработок, готовить для них профессиональные кадры.

В Красноярске одной из общественных организаций, которая осуществляет поддержку родителей, имеющих детей с особенностями развития, является организация "Открытые сердца". Деятельность этой организации направлена на решение ряда проблем, с которыми сталкиваются эти родители.

На основании анализа устава общественной организации "Открытые сердца" и наблюдения за деятельностью ее членов нами были выделены функции этой организации. Каждой функции соответствует определенный набор деятельностей:

1. Функция информирования: изучение и прогнозирование социальных нужд - предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение.

Виды деятельности: распространение среди родителей знаний по методам реабилитации ребенка, предоставление родителям информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, организация круглых столов с органами власти по вопросам защиты прав детей с особенностями развития, формирование собственной библиотеки по проблемам и способам реабилитации, организация бесплатных семинаров с ведущими специалистами города (невропатологами, дефектологами, педагогами), консультация родителей, по возникающим у них трудностям, по новым методикам реабилитации, по существующим учреждениям социального обслуживания населения

2. Функция социальной помощи: выявление и учет семей, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Виды деятельности: помощь родителям в сложной ситуации, привлечение спонсоров для приобретения оборудования, привлечении различных государственных и негосударственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.

3. Функция социальной реабилитации: психолого-педагогическая реабилитация детей с особенностями развития и семей, их воспитывающих

Виды деятельности: реабилитация детей с особенностями развития и семей, их воспитывающих посредством включения их в деятельность организации, анализ работающих центров по вопросам реабилитации с точки зрения их эффективности

4. Поддержка и взаимоподдержка семей в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, связанных с воспитанием и развитием детей, имеющих особенности развития.

Виды деятельности: поддержка в решении проблем самообеспечения, связанных с воспитанием и развитием детей, имеющих особенности развития, получение грантов на реализацию запросов родителей, разработка и освоение новых приспособлений для реабилитационного процесса

5. Работа с семьями: организация родительских "групп поддержки"

Виды деятельности: обучение родителей современным методам терапии, проведение совместных праздников (Новый год, 23 февраля, марта), организация культурно-массовые мероприятия (конкурсы, игры, соревнования), поздравление членов организации с днем рождения.

6. Посредничество: между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Виды деятельности: встречи в представителями социальных служб, выяснение вопросов обучения и развития детей с особенностями развития.

Социальная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направлена на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию.

"Современными учеными и практиками во все большей степени осознается, что эффективность деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных возможностей. Индивидуальные возможности человека возрастают в условиях взаимодействия с другими; взаимная связь субъектов, возникающая в общении и совместной деятельности, влияет не только на ее результаты, но и перестраивает самого человека, формирует его новые возможности, проявляет те, которые существуют потенциально; благоприятная атмосфера в группе и продуктивные результаты совместной деятельности во многом зависят от стиля взаимодействия - способа взаимной связи или контакта участвующих во взаимодействии субъектов".

Важным направлением в деятельности общественной организации является работа с людьми. Здесь важны такие умения как умение выслушать другого, понять, объяснить, доказать, убедить, создать атмосферу доверия.

В основе этих умений лежат коммуникативные приемы общения. Владение ими является показателем профессионализма социального педагога. От уровня владения коммуникативными приемами социальным педагогом или членом общественной организации зависит эффективность их работы.

Функции, которые выполняют социальный педагог и член общественной организации имеют много общего. Но если социальных педагогов специально готовят к такой работе, то члены общественных организаций, учатся этому самостоятельно.

Зачастую члены общественных организаций не могут улучшить свою коммуникацию, так как не знают, как это можно сделать. Хотя потребность в этом у людей, занимающихся социальной деятельностью, есть. Но существующие формы повышения коммуникативной ориентированы на деятельность людей в коммерческих структурах и не отвечают специфике деятельности общественных организаций.