Сдерживающие факторы безработицы

Существуют факторы как сдерживающие, так и усиливающие безработицу, здесь мы рассмотрим несколько сдерживающих факторов.

Глобализация, в 20-ом веке и в начале 21-ого века, неразрывно связана с такими социальными понятиями, как безработица, миграция, квалификация работников предприятий.

Глобализация, как сказано выше, охватывает всё новые и новые сферы общества, в этот процесс вовлекаются всё больше рабочих, и их работодателей. Последствиями этого процесса будет являться (1, стр.170):

      ·    Дезориентация профсоюзов

      ·    Ослабление роли образования в решении проблемы занятости

Замена долей в зарплате, долями собственности помогает работникам получать дополнительные дивиденды с предприятия. Пределы этой политики: смена цели – от политики зарплат к политике доходов от капитала – поддерживает или страхует лишь тех, кто интегрирован в трудовой процесс, но не безработных, которые стоят перед закрытыми воротами рынка труда.

У. Бек пишет, что «при увеличении процесса глобализации люди продолжают терять жёсткую связь с одним работодателем, что порождает высокие риски стать безработным. В эпоху глобализации, уже не работа ищет человека, а человек работу. Образуются уже эра общественных работодателей, с одной стороны, и трудящихся - для себя граждан с другой. Из этого следует парадокс, заключающийся в том, что работник должен искать работу для себя, и для других» (1, стр.260). И точно так же работодатель должен предлагать именно ту работу, которая будет интересна работнику. Работодатель уже потерял ту монополию, которую он имел на предметы труда. Теперь предметы труда, как и весь труд в целом, полностью принадлежат работнику. Работник уже сам распоряжается им, он стал полноправным менеджером своего трудового капитала, что естественно влечёт за собой огромные последствия, как положительные, так и отрицательные. Теперь, в отсутствии рабочих мест работник должен сам изобретать себе труд, используя знания и умения, накопленные в процессе образования. Именно их реализация, будет помогать будущим строителям мира иметь власть над рынком труда.

Усиление роли профсоюзов

Профсоюз, определяется как один из важнейших компонентов социальной политики. Партии и профсоюзы, которые как прежде, преследуют цель справедливого распределения капитала, должны переориентировать свои усилия от политики понижения налогов и повышения зарплат на политику распределения капитала.

При усилении процесса глобализации роль профсоюзов начинает умоляться. А ведь потеря контроля профсоюзами над рынками труда, влечёт к появлению целых городов безработных граждан, которые не смогли интегрироваться в глобальную среду.

В настоящее время профсоюзы занимают промежуточное положение:

с одной стороны, возможность их функционирования должна быть подкреплена волей самих работодателей, однако, они вовсе не спешат пускать их на свою территорию, так как это может привести к появлению новой антагонистической силы, с другой стороны, они необходимы на предприятии в качестве медиаторов трудового процесса.

Поддержка работниками предприятий, гарантия со стороны государства - вот основные факторы существования профсоюзных организаций.

Профсоюзы необходимы для обеспечения полного соблюдения законных прав работников предприятий. Это права на:

      ·    Труд

      ·    Достойную заработную плату

      ·    Отдых

Эти права чётко закреплены помимо законодательства, также в Конституции многих странах, нарушая которые, предприятия становятся нарушителями законов. В эпоху СССР за выполнениями этих норм следили и государственные службы, и профсоюзные организации. В эпоху капитализма всё обстоит иначе. Здесь, на первый план выходит проблема наибольшей выгоды.

Мы имеем структуру, согласно которой профсоюзные организации в период забастовок, митингов, акций протеста, иметь контакт с руководством предприятий и улаживать конфликты на местах. При этом работник имеет возможность и дальше работать на прежнем месте работы.

В наступающем веке глобализации начинают развиваться компьютерные технологии, средства автоматизации, и инструменты дистанционного управления предприятием, позволяющим на большом расстоянии управлять процессом производства, а также выполнять заказы на расстоянии, получать доходы в электронном виде и расходовать их уже на глобальном рынке готовой продукции и услуг. Начало этой эры мы можем уже сегодня наблюдать на фоне глобальных перемен в различных областях.

Создание международных профсоюзных организаций, которые будут обеспечивать защиту прав работников, и находиться на той же, равной, ступени, как и региональные профсоюзные организации. Работник будет иметь возможность обратиться как к региональной (локальной) организации, так и в международную, при этом будет происходит обеспечение их равноправия. Ульрих Бек пишет о необходимости создания такой структуры, которая была бы как бы над всеми государствами, и имела бы реальные инструменты по выполнению своих задач.

Основными задачами на данном этапе работы должны заключаться в следующем:

      ·    закрепление профсоюзов и их деятельности в законодательстве;

      ·    прямой контроль над исполнением прав рабочих;

      ·    создание международной профсоюзной организации.

В тех странах, где отмечена активная профсоюзная деятельность уровень безработицы гораздо ниже, чем в других странах. Соответственно, и уровень жизни выше.

И такое устройство рынка труда мы наблюдаем в Германии. Напротив, в тех странах, где активность профсоюзных организаций низка, уровень безработицы высокий, соответственно и уровень жизни будет уменьшаться. Это мы можем наблюдать в республиках Средней Азии, таких странах, как Узбекистан, Киргизия, Казахстан и другие.

Совершенствование системы образования

Совершенствование системы образования также помогает преодолеть проблемы безработицы. «Труд, должен благодаря знанию повысить свою ценность или быть подвергнут перестройке. Но это означает, что необходимы инвестиции в сферы образования и научных исследований! Политики не поняли - что подлинные технологические активы страны заключаются в способности её граждан решать сложные проблемы будущего» (1, стр.238):

      ·    Создание и совершенствование общества образования и знания.

      ·    Увеличение, а не сокращение сроков получения образования.

      ·    Ослабление или ликвидации привязки к определённым рабочим местам и профессиям.

      ·    Ориентация процессов профессиональной подготовки на ключевые квалификации, находящиеся широкое применение.

      ·    Транснационализация процессов образования и образовательных программ.

Образование играет особенно важную роль в трудовой деятельности. При получении более высокого уровня индивид способен занимать выше по статусу рабочие места. В капиталистическом обществе происходит переориентация труда на знание и капитал, человек обладающий знанием может завоевать более сильный капитал. Труд, благодаря знанию должен повысить свою ценность. Для этого возникает острейшая необходимость в инвестициях в сферу образования и научных исследований, благодаря которым будет повышен статус трудящегося, равно как и его капитал знаний. Необходимо:

      ·    создание и совершенствование общества образования и знания, увеличения, а не сокращение сроков получения образования,

      ·    ослабление и ликвидация его привязки к определённым рабочим местам и профессиям

      ·    ориентация процессов профессиональной подготовки на ключевые квалификации.

Обучение должно сочетаться с теми видами деятельности, посредством которых люди берут свою жизнь в собственные руки. «Необходима транснационализация процессов образования и образовательных программ».

Ещё одной важной чертой современного образования является его непрерывность, то есть регулярное повышение квалификации работников.

Труд, основанный на этом, будет являться более эффективным, работники получат большие знания, которые они впоследствии могут применить на практике. Что повысит их производительность, и привёдёт к увеличению количества рабочих мест, так как знания создают рабочие места.

То есть труд, основанный на знании, мы превращаем в капитал, что влечёт резкое изменение в науке, технологии. А, следовательно, приводит к снижению уровня безработицы.

В эпоху глобализации создаются взаимосвязи вне территорий, вне расстояний. И уже от самого работника зависит количество работы и его занятость. Он уже сам менеджер своего рабочего времени. И если он не создаст работу, он не сможет выполнить её. Постоянное получение нового знания - вот гарантия успеха в новой эре. В тех странах, где уровень образования выше, выше его охват, там также и выше уровень жизни. Например, возьмём страны Средней Азии, у них мы можем наблюдать низкий уровень образования, остаются люди, которые не грамотны вообще, а больше чем половина жителей не имеет высшего образования. Что является огромным минусом, и понижает статус страны в глазах инвесторов. Вследствие этого, отсутствуют предприятия и инвестиционные притоки, мы отмечаем высокий уровень безработицы.

Вследствие, этого наблюдается высокий уровень миграции из этих стран, в страны с более развитой системой образования, большим количеством рабочих мест.