Семья как фактор социализации личности

Существуют различные трактовки понятия социализации. Западная социология понимает социализацию как адаптацию индивида к условиям внешней среды. Понимание социализации как адаптации сводит ее к прямому усвоению исторического опыта и подчинению личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде. Таким образом, человеку отводится пассивная роль, которая ограничивает усвоение достижений предшествующих поколений.

Отечественная социология в понимании социализации опирается на положение об определяющей роли социальной среды в формировании личности. В ряде работ по социальной психологии и социологии социализацию определяют как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

В кратком словаре по социологии социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, среди которых решающую роль играет социальная среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния, не всегда согласующимися с общими целями и задачами, хотя в определенной степени способными совпадать. Влияние различных вкусов, предпочтений, мнений сверстников, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье - зависит от ценностных ориентаций и направленности личности.

Одним из важных факторов социализации личности является семья.

В социологическом словаре под семьей понимается группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящиеся в отношении родства, брака[13]. Семья это ячейка общества, в которой существуют свои традиции, ценностные ориентиры, нормы и в которой развивается новая личность (ребенок).

Семья - это первая социальная группа, определяющая направленность процесса развития личности. Она является связующим звеном между ребенком и другими социальными реалиями и до определенного времени - чуть ли не единственным интерпретатором господствующих в различных социальных структурах ценностей, с которыми ребенок столкнется в будущем[14]. Именно семья дает «образ мира»[15], в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся «образом мира», другими словами, со сформировавшимся самосознанием. Дальнейшая социализация молодого человека будет проходить с учетом результатов первичной социализации.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Поэтому очень важно чтобы ребенок развивался в дружной, любящей семье, где подросток будет чувствовать себя нужным и счастливым[16].

В подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты «поколений», связанные, прежде всего с возрастной дистанцией. Для современного мира характерно, что он принимает факт разрыва между поколениями, ждет, что каждое поколение будет жить в мире с иной технологией. Так у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга.

Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, Маргарет Мид различает в истории человечества три типа культур: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих родителей; конфигуративные, в которых и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; и префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Для подростка типична ориентация не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается, а то и перевешивается влиянием сверстников и т.д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную. Отсюда – растущее значение юношеских групп, появление особой подростковой культуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наше время темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старше во все большей степени прислушиваются к молодежи[17].

Вообще всю суть конфликта отцов и детей можно свести к желанию тотального контроля со стороны взрослых по отношению к своим детям. Взрослые пытаются решить за ребенка с кем надо дружить, какую профессию выбрать, музыку слушать, кино смотреть и т.д. Все это, безусловно, ведет к ограничению свободы подростка, это приводит к несформированности у ребенка самостоятельности.

Подростковая субкультура является с одной стороны своего рода усвоением культуры, созданной прошлыми поколениями, а с другой созданием собственной возрастной субкультуры, обособлением от культуры взрослых[18]. Обособление происходит в различных плоскостях, начиная с языковой, ценностной, заканчивая предметной. Подростки часто создают собственную систему ценностей и норм, отталкиваясь от системы взрослого мира, противопоставляясь ему. Свой мир подростки могут создавать как антимир взрослой культуре при одновременной ориентации на их же ценности. Таким образом, зачастую ценности антимира взрослой культуры становятся престижными и значимыми для подростков[19]. Поэтому очень важна роль родителей в развитии личности подростка, так как именно взрослые являются теми ориентирами, на которые опираются их дети. Подросток нуждается в идеале, этот идеал он может найти в семье – к примеру, в матери, отце, старшем брате или сестре.

Культура семьи проявляется во взаимоотношениях родителей и детей. Культура личности ребенка неотделима от культуры родителей. Характер их взаимоотношений меняется при вхождении ребенка в подростковую субкультуру, вследствие чего можно определить три модели отношений:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго по местам и нет возможности ее передвинуть, переставить. «Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: «Не хуже других».

Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители должны подготавливать своих детей к взрослой жизни и взрослые делают это в соответствии со своими идеалами, каждый по-своему. Так в произведении Фонвизина «Недоросль» видим как культура, и образование родителей оказывают влияние на формирование жизненных установок подростка. Госпожа Простакова воспитывает своего сына (Митрофана) по своему образу и подобию.

Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!», «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!»[20]. Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты у меня остался, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!»[21]. «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей. Тем самым Фонвизин определяет важнейшую роль семьи в воспитании ребенка. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни.

Еще одна актуальная проблема современной семьи связана с экономической стороной, когда самой дорогой статьей расходов становится не просто одевание ребенка - семья должна оплатить его место в обществе. Слабые в экономическом отношении семьи оказываются самым уязвимым звеном и их конфликт с подростками становится наиболее острым, поэтому подростки из семей рабочих государственных предприятий и интеллигенции, ситуационно, оказываются во враждебной позиции к своим родителям. Это очень серьезный механизм подрыва не только естественного единства этноса, но и остановки или прерывания традиций, в том числе и духовных, препятствие к интеллектуальной преемственности поколений, когда быть сыном или дочерью образованных, порядочных, работящих - невыгодно и не престижно[22]. Антикультурные явления порождают личностные проблемы в развитии подростка. Все это разные показатели культуры. Актуальная проблема современной культуры в становлении потребительского общества, состоит в выдвижении материальных ценностей на авансцену.

Однако материальные трудности и связанные с ними тяжелейшие условия развития, в которые попадают многие подростки, - лишь одна сторона тех серьезнейших изменений, которые происходят в стране и непосредственно затрагивают развитие детей подросткового возраста. Решение материальных проблем не приводит к улучшению ситуации. Это, прежде всего проблема духовной культуры. А именно недостаточное влияния родителей на внутренний, духовный мир ребенка.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Идет речь об утрате национальных традиций семейного воспитания: ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми. Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени «замещает» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Вследствие этого происходит отчуждение подростковой и взрослой субкультур.

Все это связано с происходящей в последнее время деформацией внутрисемейных отношений. Современная семья находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и другое, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев».

За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет и подростковая преступность.

Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Вследствие распада семей ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей. Таких семей в России около 25 %[23]. Возможности для полноценного развития и образования детей в таких семьях ухудшаются.

Возрастает количество неблагополучных семей: дети воспитываются в неполных, малообеспеченных, безработных, криминальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков и наркоманов. А чем ниже социальный статус семьи, тем скорее дети оказываются вне сферы ее воздействия, во всяком случае, воспитательного.

Вследствие этого функции семьи, как фундамента духовного и нравственного воспитания детей снижаются. Оторванность молодых людей от трудовых и нравственных традиций семьи отрицательно влияет на духовную близость между родителями и детьми. Многие юноши и девушки, вступающие в брак, не умеют строить взаимоотношения в семье в силу отсутствия позитивного опыта семейной жизни родителей. Они не имеют представления о том, какими качествами должны обладать современные родители, не готовы воспитывать своих детей из-за культурной некомпетентности.

Таким образом, решающую роль в формировании культуры личности подростка играет семья.

Семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности ребенка. Родители подготавливают своих детей к взрослой жизни, на основе своих идеалов, образов мысли. При вхождении ребенка в подростковую субкультуру меняется отношения между детьми и родителями. Идеалы родителей не являются единственным влияющим фактором на формирование личности подростка, также играют роль идеалы, приоритеты сверстников и окружающего общества. В связи с этим были выявлены модели взаимоотношений родителей и подростков:

- модель «близких, дружеских» отношений, где родители прислушиваются к детям, а дети к мнению родителей;

- модель «дружелюбных» отношений, где дети проявляют уважение к старшим, мнение которых остается решающим приоритетным для подростка;

- модель «поверхностных» отношений, где в отношениях родителей к детям приоритетной является материальная сторона, а не духовное развитие личности ребенка. В результате это рождает потребительское отношение подростка к родителям, а в дальнейшем к жизни; отчуждение подростковой и взрослой субкультур, утрату ощущения семьи.

Несомненно, семья не единственный институт, вовлеченный в процесс социализации личности. Вторым, но не менее главным, институтом является школа.