Система ценностей, интересов и потребностей молодежи

Под ценностными ориентациями понимается система эталонов, представлений, стремлений, целей, интересов и других социальных реальностей, отражающих направленность сознания личности и деятельности человека. Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые служат средством для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. Иными словам, ценности – это то, ради чего люди живут. Существуют «сквозные», стержневые в любой сфере деятельности ценности. К ним относятся: трудолюбие, образованность, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, доброту, человечность. Падение значимости именно этих ценностей вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Для социологического исследования ценностного мира современной молодежи немаловажное значение имеет исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

Сотрудниками НИИКСИ в 1998-2003 гг. были проведены исследования молодежи в больших и малых городах России с помощью местных социологов: в 1998 г. было опрошено 1577 человек в 14 городах, в 1999 г. - 2366 человек в 18 городах, в 2000 г. - 3625 человек в 10 больших и 20 малых городах, в 2001 г. – 1053 человека в больших и 28 малых городах, в 2003 г. – 2532 человека в 14 больших и 29 малых городах России.

Исследование показало, что решающим при выборе места работы являются: интересная работа – 63,4%, большая зарплата – 64,3%, общение в коллективе – 20,3%, престижная организация – 19,3%.

На вопрос «К какому типу поколений относится, на Ваш взгляд, современная молодежь и Вы лично?» получены ответы (см. таблицу 3).

Большинство респондентов критично оценивает поколенческий выбор своих сверстников и значительно выше свой.

Сегодня социологи различают несколько преобладающих черт, характеризующих молодежное сознание и систему молодежных ценностей:

-     преимущественно развлекательно-рекреативную направленность жизненных ценностей и интересов, подкрепляемую прямым воздействием массовой культуры;

-    вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

-     приоритет потребительских ориентаций над креативными, проявляющийся как в социокультурном, так и в эвристическом плане;

-     слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

-     внеинституциональную культурную самореализацию, которую можно рассматривать в качестве различного рода девиаций позитивного и негативного характера;

-     отсутствие этнокультурной идентификации.[16]

Ценностные ориентации представителей разных поколений разносторонни и противоречивы. На вопрос[17] "Что для Вас в жизни самое главное?" молодежь России, включая Петербург, ответила так: любовь – 44,2%, семья – 39,9%, здоровье – 34,6%, работа – 28,4%, творчество – 22,6%, дети – 14,4%, уважение окружающих – 13,5%.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «К какому типу поколений относится, на Ваш взгляд, современная молодежь и Вы лично?», (%)

Молодежь Я сам
1. К поколению надежд 16,5 38,6
2. К романтическому 3,1 21,3
3. К потерянному 17,3 4,5
4. К равнодушному 33,6 7,7
5. К циничному 19,3 5,4
6. К прагматичному 19,7 16,8
7. К отчаявшемуся 6,0 4,2
8. К скептическому 6,6 10,0
9. К протестующему 11,8 9,5
10. К поколению «новейших русских» 9,1 2,7

 

 

 

 

 

 

 

В ходе этого же обследования на вопрос "Как Вы себя ощущаете в обществе?" были получены ответы: ощущаю себя комфортно – 48,6%, чувствую себя никому не нужным – 6,6%, постоянно конфликтую с окружающими – 34%, чувствуют себя незащищенными – 34,8%, другие ответы – 6,7%. Нуждаются в социальной защите 57,8% опрошенных.

А на вопрос "Как Вы считаете, какие качества присущи молодежи?" молодежь ответила: независимость суждений – 59,3%, самостоятельность поступков – 41,7%, вера в будущее – 38,2%, прагматизм – 26,6%, образованность – 20,7%, патриотизм – 6,6%, гражданственность – 4,4%, духовность – 4,9%, способность к самопожертвованию – 6,1%, чувство долга – 4,5%.

Таким образом, в оценке своих сверстников опрошенные очень критичны. Себя они оценивают значительно выше.

Анализ социологических исследований позволяет выделить в социальном портрете современной молодежи противоречивые характеристики:

-    возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

-    признание молодежью социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

-    стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;

-    желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Такое положение дел явилось следствием ряда причин:

1)        отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания, что подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские наклонности человека;

2)        отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

3)        продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

4)        отсутствие социальных программ, рассчитанных на воспитание самодеятельности подрастающего поколения, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, деловитость;

5)        неготовность, а порой и нежелание педагогов работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения.

Научно обоснованная и хорошо организованная политика должна оказать действенную помощь в решении социальных проблем молодежи. Однако давно известно, что «программу» разработать куда легче, чем воплотить ее в жизнь. И только идеалисты думают иначе.

Молодежь выступает субъектом общественного воспроизводства и гарантом его развития. Она – важный фактор социальных перемен и инновационная сила. Не решаемые сегодня проблемы подрастающего поколения, деформация качества жизни молодежи уже в ближайшее время проявятся в виде конфликтных ситуаций практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Какие же основные ценностные позиции (тенденции) характерны для нашей молодежи?

1. Нашедшее в основном адекватное, хотя и не без противоречий, отражение в сознании большинства молодых людей резкое и многообразное расслоение по иным основаниям, нежели в советский период, на бедных - богатых, коренных - мигрантов, «наших» - чужих, элиту - -«плебс», лидеров - аутсайдеров, счастливчиков -отверженных, демократов - национал патриотов и т.д. Одновременно с расслоением идет процесс ценностного осознания своей принадлежности к какой-либо группе, страте, как в любом разделенном обществе.

2. Повышение (начиная с середины 80-х годов) роли приватных, личных жизненных ценностей (семья, как ключевая ценность, материальная обеспеченность, удачный брак, здоровые дети, жилище и т.д.) при снижении ценностей общественно-значимых (приносить пользу обществу, быть нужным людям и т.д.),

3. Резкое повышение в структуре качеств личности индивидуализма, важнейшим элементом которого является все большее осознание себя и как самоценности, и как ценности. А вместе с этим и подъем таких ценностей как карьера, успех(при ориентации в основном на рыночные отношения и негосударственный сектор экономики).

4. Заметное внешне снижение ценности производительного труда и, в значительной мере, замена его ценностью материальной обеспеченности, обращение большей части молодежи (до 60-70%) к естественной для обывателя в любом буржуазном обществе формуле «работать, чтобы жить». На снижение ценности производительного труда сказались и воздействие средств массовой информации, и криминальная по сути идеология «новых русских».

5. Быстро вымываются из сознания молодых людей патерналистские настроения, уравнительные тенденции и происходит резкий рост ценностной позиции «опора на собственные силы».

6. Своеобразное, но достаточно четкое проявление такой ценности, как «жизненный оптимизм» «как бы ни складывались обстоятельства, я прорвусь, добьюсь, достигну!"

В социально-политических ориентациях доминируют следующие тенденции:

-     Превращение для большинства молодых людей политическую активность и политическую сферу в целом в сугубо инструментальную ценность, связанную с их собственными жизненными задачами. Снижение по сравнению с советским временем реальной общественно-политической активности.

-     Преимущественная ориентация на политические партии и движения демократического толка и принятие демократии как ценности.

-     Рост этноцентризма молодежи, особенно в возрастной группе 15-17 лет и постепенное (имеющее ценностную природу) осознание себя россиянами. Не исключено и проявление со временем в массовом сознании умеренного общероссийского национализма либерального толка и, соответственно, националистических ценностей, что следует признать вполне нормальным явлением. Имеют место и тенденции обоюдной межнациональной неприязни, однако, без усиления.

-     Утверждение в сознании молодых россиян гражданственности и патриотизма как значимых ценностей.

Наличие этих тенденций вовсе не снимает трудностей социализации и самореализации, подчас столь значительных, что одолеть их самостоятельно многим молодым людям оказывается не по силам.

Отсюда и деформация ценностей, и обеднение жизненных планов, что поначалу ощущается очень сильно, вызывает негативные чувства, а со временем становится для многих обыденным сопровождением реальности. Не легко сейчас молодым.

В молодежном сознании присутствуют очень противоречивые тенденции, несущие в себе как позитивные жизненные ориентиры, так и негативные.

К числу первых относятся: стремление честно и продуктивно трудиться, ценности любви и семьи, интерес к образованию. Все больше молодых людей понимает, что ценность образования - в получении новой информации, в расширении кругозора, в интеллектуальном росте, в духовном развитии, в формировании стимулов к саморазвитию, самоопределению и самоутверждению, в становлении личности, в обретении самостоятельности, уверенности в себе, в возможности приобрести любимую профессию.

Негативные тенденции, связанные с потребительством и развлечениями, требуют достижения цели любыми средствами. Правовой инфантилизм значительной части молодого поколения имеет под собой объективную историческую основу.

Правонарушения часто остаются безнаказанными. Отсюда у современного молодого поколения циничный подход к правовым нормам.

Социальная ситуация усугубляется тем, что происходит снижение значимости таких социальных институтов трансляции культурных ценностей, как семья и система образования.

Анализ социологических исследований позволяет выделить в социальном портрете современной молодежи противоречивые характеристики:

-    возросший уровень образованности и недостаточную согласованность социального и личностного смысла образования;

-    признание молодежью социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере, главным образом, в сфере досуга;

-    стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многих видов социальной деятельности;

-    желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.

Главные факторы, оказавшие влияние на формирование социального портрета современной молодежи, следующие:

-    отношение к подрастающему поколению как к объекту воспитания подкреплялось авторитарной методикой, рассчитанной на получение результатов, в которых проявляются прежде всего исполнительские, конформистские склонности человека;

-    отстраненность молодежи от власти и от решения задач, стоящих перед обществом (социальное отчуждение);

-    продолжительное пребывание молодых людей в заниженном социальном статусе;

-    неготовность, а порой и нежелание педагогов, работать над развитием самодеятельности подрастающего поколения.

В современных условиях кардинально изменились требования, которые предъявляет общество к молодому человеку. Резко возрос спрос на самостоятельную, творческую личность, готовую к генерированию новых идей, принятию нетрадиционных решений, способную не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями.