Совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания молодежи

Патриотизм призван способствовать духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Поэтому очень важным является формирование общественного сознания и гражданской позиции россиян, как граждан правового демократического государства, имеющего богатый исторический и культурный опыт; государства, природный и экономический потенциал которого имеет особое значение для всего мира.

Технология патриотического воспитания в первую очередь должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.

1. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области науки, культуры, спорта, политики и экономики – эти нравственные ориентиры являются предпосылками для успешной реализации задач по формированию патриотизма. В одной из московских школ есть музей «Богатыри земли русской», экспозиции музея посвящены выдающимся людям России – государственные и политические деятели, деятели церкви, искусства, культуры, науки, спорта, героические защитники Отечества, великие женщины России. Богатыри земли русской – люди одаренные необыкновенной силой – физической, духовной, силой ума и таланта. Какая прекрасная идея для программы по патриотическому воспитанию любого учреждения культуры. Энциклопедический размах темы, разнообразие форм работы, широкое целевое назначение дают великолепные возможности для творческой работы.

2. Приобщение молодежи к общественно-политической жизни страны. Информирование населения с помощью традиционных библиотечных форм работы: книжные выставки, обзоры периодики, списки литературы, активных форм массовой работы – дискуссионные клубы. Площадки, ток-шоу, круглые столы. Организация и проведение ярких запоминающихся мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и памятным датам: День России (12 июня), День единства (4 ноября), День Победы, День государственного флага России (22 августа), День памяти жертв политических репрессий (30 октября) и другие праздничные и памятные даты страны.

3. Важное направление в воспитании патриотизма – повышение правовой культуры граждан, которое должно проходить под девизом: «Единство прав, обязанностей и ответственности».

Это могут быть конкурсы, викторины, ток-шоу, молодежные акции: «Голосуй, а то проиграешь!», «Молодежь и закон», «Мы выбираем будущее», «Будущее молодежи – будущее России»;

- День Конституции России, который отмечается 12 декабря (несмотря на то, что с 2004г. этот день перестал быть нерабочим, он отнесен к памятным датам России) должен стать поводом для разговора о правах человека, правах ребенка, о социальных и демократических основах нашего общества.

- многие учреждения культуры участвуют в организации торжественной церемонии вручения паспортов в рамках Всероссийской акции «Мы - граждане России».

- ежегодно нас обязывают проводить мероприятия в поддержку выборов, учитывая это, можно заранее планировать информационные и культурно-досуговые мероприятия по теме: «Избирательное право России».

4. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В последние десять-пятнадцать лет нашему обществу возвращены исторические государственные символы – флаг, герб, гимн – осталось наполнить их идейным содержанием. При организации официальных или других мероприятий с использованием государственной символики, нужно обращать внимание на правильное, уважительное использование государственной символики, которое регламентируется соответствующими законами.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание.

1. Формирование положительного отношения в обществе к российской армии и воинской службе, готовности молодых людей к службе в армии как особому виду государственной службы. Организация и проведение «Дня защитника Отечества», циклов мероприятий с молодёжью призывного возраста. Во многих муниципальных образованиях ежегодно весной и осенью совместно с областным военкоматом проводятся традиционные праздники "День призывника". Создание в культурно-досуговых учреждениях патриотических, военно-патриотических, военно-спортивных клубов, клубов будущих воинов. Так же необходимо объединение усилий органов местного самоуправления и общественных организаций для целенаправленной подготовки молодежи к службе Отечеству.

2. Пропаганда дней воинской славы России. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

В центре внимания – ветераны, участники, очевидцы Великой Отечественной войны. Нужно успеть при жизни этого героического поколения отдать им почести, внимание, государственную и человеческую заботу.

Формы работы героико-патриотического направления: тематические беседы, вечера, концерты; торжественные мероприятия возле обелисков славы; месячник оборонно-массовой работы (военно-спортивные праздники, игры; трудовые десанты по приведению в порядок памятников воинской славы, обелисков и мемориальных комплексов); встречи населения и учащихся с ветеранами войны и труда.

3. Необходимо проведение ряда мероприятий по подготовке молодежи к военной службе и улучшению состояния здоровья будущих призывников, а это проведение военно-патриотических лагерей, слетов военно-патриотических объединений и клубов, уроков мужества, встречи с ветеранами, организация спортивных соревнований, спартакиад, посещение молодежью воинских частей.

4. Важна работа общественных организаций с молодежью допризывного возраста. Как удачный пример, можно назвать работу центра допризывной молодежи Красногвардейского района Санкт-Петербурга "Флагман", который создан региональной общественной организацией ветеранов спецназа. Необходимо:

        ·  содействовать созданию новых и поддержке действующих военно-патриотических, оборонных, спортивно-технических объединений;

        ·  формировать целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере военно-патриотического воспитания;

        ·  проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

        ·  формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

        ·  утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

        ·  привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодежи разработка и принятие городской программы являются крайне актуальным и необходимым.