Совершенствование системы социальной защиты населения

Проблемы построения социальной защиты населения

В настоящее время система социальной защиты населения - это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйственными субъектами, независимо от вида деятельности или формы собственности. Термин "защита" или "социальная безопасность" впервые появился в США в середине 30-х г. г. ХХ века и постепенно распространился во всех странах с развитой рыночной экономикой. Он обозначает систему мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребёнка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и тому подобных событий.

Конкретные меры социальной политики разрабатываются и реализуются на общегосударственном и региональном уровне; на уровне фирмы. Максимальный эффект может быть достигнут при согласованности и сбалансированности конкретных мероприятий и области социальной защиты, осуществляемых на различных уровнях.

Особенно важным в построении системы социальной защиты населения является возможность адаптации её отдельных элементов к изменениям социально-экономического положения страны. В зависимости от особенностей протекания различных этапов и фаз развития экономики, к наиболее уязвимым могут быть отнесены различные социально-демографические группы населения. В условиях экономической стабильности трудоспособное население самостоятельно решает большинство материальных проблем и практически не нуждается в дорогостоящих социальных программах. В условиях экономического кризиса именно трудоспособные граждане нуждаются в социальной защите, так как высокий уровень безработицы делает невозможным самостоятельный заработок для многих из них. Мероприятия в области социальной защиты могут носить упреждающий характер, т.е. действовать ещё до того, как начнет действовать фактор социального риска.

Система социальной защиты должна поощрять экономическую самостоятельность трудоспособного населения, поддерживать стимулы работника к высокопроизводительному труду. Для нетрудоспособных и социально слабых слоёв населения социальные гарантии должны предотвращать снижение уровня жизни, защищать право на посильный труд и получение дополнительного дохода, не связанного с трудовой деятельностью и её результатами.

Социальная защита населения - это система законодательных, экономических, социальных гарантий, предоставляющая трудоспособным гражданам - равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямой материальной поддержке в виде пенсий, пособий, стипендий, других выплат.

Для отдельных групп населения, которые по объективным причинам либо вообще не могут трудиться, либо уровень их трудоспособности значительно снижен, социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже размера прожиточного минимума, своевременно пересматривались или индексировались. Необходимо создавать условия, при которых граждане данных категорий имели бы возможность по мере потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества.

Основой построения системы социальной защиты населения является прожиточный минимум. Величина прожиточного минимума непостоянна и изменяется под влиянием факторов социально-экономического развития общества.

Денежная величина прожиточного минимума - это стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления, а также минимума потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, жилище, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре.

Принципиально важным при построении системы социальной защиты населения является вопрос о её финансировании. В большинстве промышленно развитых стран мира основные источники финансирования социальных программ - государственные и местные бюджеты, средства различных внебюджетных социально ориентированных фондов.

Основным источником поступления средств в государственный бюджет (и соответственно в его федеральный, региональные, местные подразделения), а также в государственные внебюджетные фонды являются налоги. Налоги используются государством в качестве важного инструмента перераспределения национального дохода страны в пользу определенных социально-демографических групп населения. Именно функционирование налоговой системы наглядно демонстрирует зависимость эффективной социальной политики от стабильного развития экономики страны в целом. Объём налоговых поступлений определяется масштабами вновь созданной стоимости, так как перераспределять можно только национальный доход, реально созданный в материальном производстве. В России - это налог на добавленную стоимость. Практика налогообложения фонда заработной платы может быть реализована только при наличии этого фонда; уплата налогов физическими лицами возможна только при получении ими доходов, главный из которых - трудовой, т.е. заработная плата. Если в обществе сокращается объём национального дохода, это подрывает ресурсную базу социальных программ и никакое увеличение налогового бремени на фирмы и граждан реально не улучшит ситуации.

Само построение налоговой системы может быть социально ориентированным в большей или меньшей степени. Если с помощью налогов государство стимулирует производство, дает возможность занятому населению самостоятельно воздействовать на собственный уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, то увеличение уровня налогообложения в связи с реализацией социальных программ найдет понимание в обществе. Определенное влияние на поведение граждан и фирм в области соблюдения налогового законодательства оказывает структура взимаемых налогов и наличие реальной, видимой связи между уплатой налогов и получением от государства тех или иных социальных гарантий самими налогоплательщиками.

Принципы построения социальной защиты

Принципы представляют собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальные службы - это предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

адресности;

доступности;

добровольности;

гуманности;

приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

конфиденциальности;

профилактической направленности.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом (об основах соц. обс. Населения в РФ) в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению граждан преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Также клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого - педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эффективность государственной службы

1. Эффективность государственной службы определяется в рамках системного подхода посредством учета сбалансированности интересов государства, общества и личности.

2. Эффективность государственной власти проще всего определить в рамках целевого подхода, т.е. она связана, в первую очередь со степенью достижения выдвигаемых целей и задач и реализацией функций.

3. Ценностный аспект эффективности государственной власти связанный со субъективно - средовыми факторами ее функционирования, а управленческий аспект - с объективно функциональными.

4. Основными аспектами оценки эффективности государственной политики и программ являются: наличие цели; системный стандартизированный подход к сбору и анализу информации.

5. Число типов оценки, используемы для государственной политики, является ограниченным. К ним относятся оценка процесса, оценка результатов, оценка экономической эффективности и оценка последствий как специфический вид оценки результатов.

6. В некоторых областях государственной политики, таких как охрана окружающей среды, образование и здравоохранение, в мировой практике накоплен значительный опыт осуществления оценки эффективности реализации государственных и муниципальных проектов и программ, и его необходимо использовать для повышения эффективности государственного управления в России.