Содержание понятия социальная защита населения

Социальная защита населения - достаточно новое понятие, появившееся в отечественной экономической литературе сравнительно недавно, с началом перехода России от плановой экономики к рыночному хозяйству[1]. Анализ категории социальной защиты позволяет сделать вывод, что:

во-первых, понимание социальной защиты в России и за рубежом часто носит политизированный характер и зависит от конкретной социально-экономической ситуации.

Во-вторых, несмотря на развитие социальной защиты в современной России, она пока не принята общественным сознанием в качестве самостоятельного социального института. По этой причине до настоящего времени содержание понятия "социальная защита" не получило окончательного определения. Это проявляется в неустойчивости и противоречивости подходов к решению этого вопроса в отечественной литературе.

В качестве предмета социальной защиты необходимо рассматривать прежде всего социальные риски. С помощью системы различных мер, входящих в систему социальной защиты государство управляет социальными рисками с целью компенсации ущерба, способствует снижению или предупреждению их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения.

Таким образом, социальная защита населения - это система управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Как социально-экономическая категория социальная защита представляет собой отношения по перераспределению национального дохода в целях обеспечения установленных социальных стандартов жизни для каждого человека в условиях действия социальных рисков.

Большинство систем социальной защиты включают в себя следующие основные составные элементы:

•     пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);

•     медицинское страхование;

•     страхование от несчастных случаев на производстве;

•     страхование по безработице[2].

В зарубежной и отечественной исследовательской литературе такие системы обозначаются как системы социального страхования. Однако, по мнению автора, это наименование представляется двусмысленным, поскольку не все части систем социальной защиты основываются на принципе социального страхования. К системе социальной защиты наряду с приведенными выше элементами принадлежат также социальная помощь и социальные трансферты в рамках жилищной, образовательной и семейной политики. В реальной практике существуют все перечисленные виды социальной защиты населения, однако определяющей формой из них в условиях рыночной экономики является обязательное социальное страхование.

Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов[3].

Во-первых, это особенность организации современной рыночной экономики, в которой значительное число его членов являются наемными работниками. Поэтому в отличие от доиндустриальной аграрной экономики временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования.

Во-вторых, невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков.

В-третьих, невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны церковных, коммунальных, общественных или благотворительные организаций. Разумеется, существование таких институтов, действующих на локальном уровне, можно рассматривать как дополнительный, но не основной вид социальной защиты.

В-четвертых, снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного, обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов.

В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям. Последним фактором, обусловливающим необходимость государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающим в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая.