Содержание социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличиваться детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряда других. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показателей особый социально-медицинский статус - "инвалид".

Традиционное оказание помощи детям этой категории во всех странах, в том числе и в России, осуществлялось в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, как правило, интернатного типа. Однако в последние десятилетия стало очевидно, что это приводит к постепенному усилению сегрегации и изоляции детей с ОВ в обществе. Кроме того, крайне негативные последствия для их социализации имеет то обстоятельство, что они в основном проживают вне семьи, и она практически не участвует в их воспитании. При этом большинство родителей занимает иждивенческую позицию, целиком полагаясь на профессионализм врачей и педагогов, снимая с себя всякую ответственность за состояние и социальные перспективы ребенка.

Одной из важных задач социального работника, с которой начинается профессиональная социальная помощь и поддержка населения, является сбор необходимой информации о социальной инфраструктуры микрорайона, составе проживающего в нем населения и его социальных нуждах и потребностях. В процессе сбора первичной информации социальный работник получает возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной поддержке слои населения (инвалиды, престарелые, семьи и дети группы риска и т.д.). Он получает также представление о социальном неблагополучии этих категорий населения и предусматривает меры оказания экономической, правовой, медицинской, психолого-педагогической помощи в каждом конкретном случае.

Социальные работники, ориентированные на работу с детьми и семьями группы риска, должны в первую очередь владеть информацией о личности детей и условий их семейного воспитания. Социальная работа с молодежью требует знания условий жизни молодежи и молодых семей, в то время как остальная служба, ориентированная на работу с престарелыми и инвалидами, должна быть более подробно информирована об условиях жизни этой категории населения.

Важно помнить, что информация, полученная социальным работником, должна носить безличный характер, не подлежать разглашению, а так же не использоваться в фискальных целях и во вред населению и каждым отдельным гражданам.

Для заполнения и сбора необходимой информации социальным работникам используются информативные карты и матрицы.

Социальный работник должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка с ОВ, с учетом всех её членов. Совместно с медицинскими учреждениями он должен составить план лечебно - оздоровительных, профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать помощь в организации стационара на дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медицинских аппаратов, тренажеров и т.д. Он должен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи.

Социальный работник должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогического характера, представлять собой своеобразную "службу доверия" и т.д.

Социальный работник должен помочь ребенку вести образ жизни, соответствующий возрасту, помочь максимально приспособиться к окружающей среде и обществу, привить навыки самообслуживания, помочь в приобретении знаний, профессионального опыта для участия в общественно полезном труде.

Вместе с медицинскими работниками необходимо выявлять детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения, нуждающихся в устройстве в специализированные учреждения.

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, с субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, обще - политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения).

В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.