Состав крупных экономических районов России

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3. Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

Северный район

Состав района: Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия.

Площадь 1500 тыс. км2;

Население: 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).

Общие особенности региона.

Наличие крупного морского хозяйства; лесная промышленность (42% всей бумаги производится здесь); наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская нефтегазовая провинция); экстремальные природно-климатические условия.

Природные ресурсы:

нефть, газ; угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн); железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»); сырье для цветной металлургии; бокситы (Средне-Тиманский рудник); медно-никелевая руда (Кольский п-ов); редкоземельные металлы; алмазы (Архангельск); лес (10% от всех лесных ресурсов России) – низко технологическое производство; водные ресурсы.

Население и трудовые ресурсы:

Самый малочисленный район. Плотность населения 4 чел./км2; высокий уровень урбанизации (76% городского населения); резкий отток кадров.

Основные отрасли промышленности:

Резкий спад, падение за последний год на 40%, общее падение более 50%.

Причины: распад хозяйственных связей.

Отрасли: лесная – 21%; черная металлургия – 20%; электроэнергетика – 13%; топливная промышленность – 10%.

Лесная: одна из главных. Производство бумаги. Мебельное производство (слабо конкурентное).

Металлургическая промышленность: Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по удельному весу;

Машиностроение: судостроение для Арктики.

Химическая промышленность: фосфатные удобрения из отходов металлургии.

Топливно-энергетический комплекс концентрируется в Ненецком автономном округе.

А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.

Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи.

В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).

АПК: (сельхозугодья занимают 2% территории района; животноводство – 80% (оленеводство); рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.)

Транспорт:

ж/д – 70% грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП;

газопровод «Сияние Севера»; Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.

Основные проблемы:

Северный завоз, его ухудшение; кризис в угольной промышленности; слабая социально-культурная инфраструктура.

В перспективе развития района наблюдается тенденция к восстановлению закрытых предприятий на основе новых технологий и тем самым решение острой проблемы безработицы. Для этого необходимо привлечение иностранного капитала. Необходима разведка и освоение полезных ископаемых. Для решения продовольственной проблемы прибегнуть к селекции холодостойких культур, увеличению продуктивности земель и совершенствованию кормопроизводства. Нужно улучшать бытовые условия населения, что приведет к формированию постоянных производственных кадров.

Особенности развития:

Приморское положение района, его связь с крупнейшими индустриальными базами Центра, Урала способствуют развитию хозяйства, межрайонных и международных связей. Определяющую роль в хозяйственном развитии района играет лесная промышленность. Специализация с/х соответствует структуре сельскохозяйственных угодий. Подавляющую часть доходов от с/х обеспечивает животноводство. Большое значение играет рыболовство, оленеводство. В районе издавна развиты различные промыслы. Прерогатива в перевозке грузов отдается ж/д. транспорту, но в то же время роль речного транспорта значительно выше, чем в других районах страны. Развит трубопроводный транспорт – «Сияние Севера», нефтепровод Ухта – Ярославль.

Северо-Западный район

Состав района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;

Площадь: 200000 км2;

Население: 8 млн. человек.

Общие особенности региона.

Удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); приморское положение; крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); большая роль ВПК (более 70%).

Природные ресурсы:

бокситы; лесные (45%); торф; водные. Район беден природными ресурсами.

Население и трудовые ресурсы:

очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); повышенный показатель урбанизации (87% жителей – городское население); сильный отрицательный прирост (10% за 10 лет); высокий кадровый уровень.

Основные отрасли промышленности:

Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

А) Машиностроение (26% всей продукции района): судостроение; электротехническое машиностроение (турбины); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).

Б) ВПК – оптика, системы наведения.

В) Химический комплекс: фармация (положительное развитие – 30–40% прибыли); производство удобрений.

Г) Лесная отрасль – мебель, бумага).

Д) Товары народного потребления.

Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).

Ж) Транспорт:

ж/д (более 50% всех перевозок страны);

речной и морской транспорт;

ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);

З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.

Основные проблемы:

Ввоз энергоресурсов; неудачная конверсия; недостаток металла; большая экономическая безработица; высокий криминальный фон.

В районе необходимо производить реконструкцию многих старых предприятий, обновление основных фондов на базе достижений НТР. Создать несколько новых производств – приборостроительных,

электротехнических, роботов. Повысить комплексность использования сырья, большего вовлечения в производство вторичного сырья, отходов. Развивать атомную энергетику. Восстанавливать лесные ресурсы. Перевести сельскохозяйственные предприятия на прогрессивные технологии, применять биохимическое производство. Усилить инфраструктуру городов

Особенности развития:

Для отраслевой структуры хозяйства характерно резкое преобладание обрабатывающей промышленности над другими отраслями. Ведущее производство в районе – машиностроительный комплекс. Характерно развитие химической промышленности, особое развитие имеет синтетическая химия. Из-за бедности района полезными ископаемыми доля добывающей промышленности в структуре хозяйства невелика. Сельское хозяйство играет подчиненную роль. Главная отрасль с/х – животноводство. Так как район беден природными ресурсами, то транспорт играет важную роль в обеспечении отраслей хозяйства. В районе хорошо развита торговля. Среди непроизводственных сфер преобладают научно-учебная деятельность и культура

Центральный район

Состав района: Москва, Московская область, области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.

Площадь 500 т. км2;

Население: 30 млн. чел.

Общие особенности региона.

Столичное значение; на пересечении важнейших транспортных путей; мощная промышленность (1 место по ВВП); высокая степень освоенности; высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.

Природные ресурсы:

Бедные природные ресурсы.

Строительные материалы (известняк); железная руда (Тула); имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); торф.

Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.

Население и трудовые ресурсы:

Плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2); очень урбанизирована (83%); очень высококвалифицированные кадры; наличие существенной безработицы: ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро – Мытищи); авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта; с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта); станко- и приборостроение.

Химическая промышленность:

Удобрения (Воскресенск) – 10% от российского производства; нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ – объем реализации); шинное производство.

Проблемы с энергией и водой.

Легкая промышленность: 1/3 всей российской промышленности;

негатив: сокращение сбыта; конкуренция импорта; сырьевая проблема.

Полиграфическая промышленность: самая крупная полиграфическая база.

Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.

Остальные отрасли:

Наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); АПК: зерновые (50% площадей); прокормить себя не может, т.е. завоз. Мощная кондитерская промышленность. Транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово; продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.

Основные проблемы:

Ввоз продуктов питания; ввоз энергоресурсов; кризис машиностроительного производства; политические проблемы.

Район нуждается в сильной демографической политике, направленной на восстановление и рост численности населения. Необходимо развивать секторы экономики, которые основываются на достижениях НТП. Значимо для района – совершенствование производственной и социальной инфраструктур. В числе таких задач – создание надежных коммуникаций по связям ядра района с отдаленными областями. Очевидно развитие хозяйственного и культурного потенциала маленьких – городов.

Особенности развития:

Район имеет наиболее развитую обрабатывающую промышленность. Это обусловлено выгодным экономико-географическим положением и наличием квалифицированной рабочей силы. Для промышленности характерно сильное разделение производства. Но основное место занимает машиностроение. На базе привозного сырья и топлива производится продукция, которую поставляют во все районы страны и на экспорт, поэтому огромную роль играет транспорт. Для района характерна высокая урбанизация. Район является ведущим в стране в науке и образовании, является главным культурным центром. Сельское хозяйство представлено большей частью пригородным, что позволяет удовлетворять только местные потребности.

Центрально – Черноземный район

Состав района:

Области: Белгородская; Воронежская; Курская; Липецкая; Тамбовская.

Площадь: 170 т. км2;

Население: 8 млн. чел.

Общие особенности региона:

самая большая железно-рудная база страны (КМА); АПК хорошо развит – продуктовая база страны.

Природные ресурсы:

железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км., очень богатые руды; медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова); почвы (чернозем).

Население и трудовые ресурсы:

Плотность: 47 ч./км2; средний уровень урбанизации (61%); естественная убыль населения.

Основные отрасли промышленности:

Черная металлургия (с 17 века) на базе КМА:

крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский; дешевое сырье.

Машиностроение:

многообразный характер: сложное и точное машиностроение; авиационная продукция и радиоэлектроника; металлоемкое производство (50% в Воронежской области): горнорудные и сельхозмашины.

Пищевая промышленность: сахар; мясо; плодоконсервирование;

Значительный износ основных фондов до 70%.

Электроэнергетика: 80% энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская); нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.

АПК: снабжает Центральные и Северные районы, 30% от объемов по РФ; свекла; подсолнечник; зерно;

Транспорт: выгодное положение на пересечении ж/д путей; мощный транспортный комплекс; большой грузопоток.

Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;

Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.

Основные проблемы: спад в АПК; падение сбыта руды и металлов.

Развитие производительных сил должно основываться на перспективах освоения минеральных ресурсов КМА, рациональном использовании земли и охране окружающей среды от техногенных нагрузок. Необходимо достичь рационального сочетания развития тяжелой промышленности – и АПК (агропромышленный комплекс). Должна производиться интенсификация с/х, установка четкой специализации хозяйств и рационализация связей между ними. Развитие производительных сил района зависит от решения проблем водоснабжения и энергетики. Также нужно расширить участие малых городов и поселков городского типа в переработке с/х и других видов местного сырья

Особенности развития:

Благоприятное экономико-географическое положение способствует развитию района. Используются межрайонные потоки сырья, топлива, энергии, которые пересекают территорию района. В районе используется исключительно привозное сырье. В отраслевой структуре хозяйства выделяется промышленность. Ведущее место занимает черная металлургия. На территории района находится самая крупная в стране железорудная база (Курская Магнитная Аномалия). В районе высокий уровень развития агропромышленный комплекс с многоотраслевым сельским хозяйством. Потребности в продуктах питания полностью удовлетворяются, поэтому значительная – часть продуктов вывозится. Огромную роль в развитии района играет атомная энергетика – Нововоронежская и Курская АЭС.

Волго-Вятский район

Состав района:

Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.

Площадь: 265 т. км2;

Население: 8,5 млн. чел.

Общие особенности региона:

лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).

Природные ресурсы: Не очень богат.

фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% – хвойные лесы).

Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.

Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.

Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.

Лесная промышленность:

Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.

АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК – консервирование.

Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.

Транспортное хозяйство:

ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт – 1 место по грузообороту;

трубопроводы (Алметьевск – Н. Новгород (нефть)),

Отрицательное сальдо торгового баланса.

Основные проблемы:

дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.

Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства – автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.

Особенности развития:

Ведущая отрасль хозяйства района – промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.

Поволжский район

Состав района:

Республики: Татарстан; Калмыкия;

Области: Саратовская; Самарская; Волгоградская; Ульяновская; Пензенская.

Площадь: 530 т. км2;

Население: 17 млн. чел.

Общие особенности региона:

Расположен вдоль обоих берегов Волги; Запасы нефти в Татарстане; Высоко развито автомобилестроение; АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по зерну).

Природные ресурсы:

нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения); газ (Астраханское месторождение); соль (Баскунчак).

Население и трудовые ресурсы:

пестрота национального состава; квалифицированные рабочие кадры.

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (автомобильное): КАМАЗ; ВАЗ; Елабужский автозавод; Ульяновский АЗ.

Судостроение.

Нефтехимическая промышленность: Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);

Электроэнергетика: ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).

АПК (ведущее место в России): пшеница; подсолнечник; мясо; молоко; шерсть; рыбная промышленность (Астрахань).

Транспорт: ж/д (много магистралей); речной транспорт; газопроводы, нефтепроводы.

Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.

Ввоз: машины, лес, ТНП.

Разделен на зоны: Приволжье (Ульяновск, Пенза); Средняя Волга (Татарстан); Нижнее Поволжье (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).

Основные проблемы:

относительно благополучный, без проблемный район; спад в машиностроении, в ТЭК.

Нужно расширять сырьевую базу за счет собственных ресурсов с помощью геологоразведочных работ. Необходима модернизация и реконструкция нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, внедрение новых технологий, позволяющих повысить качество продукции. Важной проблемой, требующей разрешения, является расширение орошаемых земель. Существуют программы строительства новых каналов. Также особое внимание должно уделяться охране окружающей среды, очистке вод Волги.

Особенности развития:

Главная экономическая ось, влияющая на хозяйственную деятельность, размещения и функции городов и населенных пунктов, река Волга. Разветвленная транспортная сеть создает благоприятные условия для хозяйственного взаимодействия с соседствующими районами. Ведущая отрасль в промышленности Поволжья – нефте- и газоперерабатывающая. Район является ведущим в стране по производству автомобилей. Хорошо развито с/х и пищевая промышленность. Имеются производства общероссийского значения – мукомольная индустрия. В районе развиты все виды современного транспорта. Особое внимание отведено водному транспорту. Район хорошо обеспечен высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Здесь созданы кадры машиностроителей, нефтяников, химиков, энергетиков.

Северо-Кавказский район

Состав района:

Ростовская область; Краснодарский край; Ставропольский край;

Республики: Адыгея; Дагестан; Кабардино-Балкария; Карачаево-Черкессия; Северная Осетия; Ингушетия; Чечня;

Население: 18 млн. чел.

Общие особенности региона:

между Каспийским, Черным и Азовским морями; наличие морского транспорта и курортных зон; наличие крупного АПК; нефтехимическая промышленность; национальная и политическая нестабильность.

Природные ресурсы:

высоко плодородные почвы (50% чернозема); газ (Дагестан); нефть глубокого залегания (Чечня); вольфрам (Карачаево-Черкессия); цинк (Северная Осетия); медь (Дагестан); мало леса (1/200 часть запасов РФ).

Население и трудовые ресурсы:

самый многонациональный район; по численности на 3 месте в России; 64% сельского населения; большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).

Основные отрасли промышленности:

АПК (1/6 часть объемов РФ): Поставка зерна (Краснодар); 1/3 всех плодоовощных культур РФ; почти все виноградники; единственный поставщик субтропических продуктов.

Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);

Курортные комплексы (Кавминводы);

Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);

Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк – Владикавказ).

Транспорт: ж/д; автомобильный транспорт; трубопроводы (Грозный-Туапсе).

Основные проблемы: политическая, этническая нестабильность; высокая миграция населения, безработица; Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком (двухколейная); спад с/х производства; сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может реализовать свои комбайны); большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).

Уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии, развитие автомобилестроения, отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности – одна из самых главных перспектив. Большие изменения грядут в морском транспорте, необходимо строительство новых портов. Необходимо решить–проблемы безработицы, повышения уровня доходов населения, развитие рыночных рычагов и стимулов, выполнение федеральным центром бюджетных обязательств. Это приведет к улучшению социально-политической обстановки. Необходимо прекратить межнациональный конфликт, что является основой подрыва экономического развития.

Особенности развития:

Выход к морям (Черному, Азовскому, Каспийскому) обеспечивает стабильное развитие района, поддерживание международных и межрайонных связей. Основная роль в межрайонных связях принадлежит ж/д. транспорту. Потенциал района составляют межотраслевые комплексы, среди которых выделяют агропромышленный, топливно-энергетический, машиностроительный, курортно-рекреационный. Этот район является центром туризма в России, что способствует улучшению развития данной территории. Благоприятные климатические условия способствуют также развитию с/х. Пищевая промышленность широко представлена виноделием, сахарной, плодоовощной, мукомольной крупяной специализацией отрасли. Также широко развито животноводство.

Уральский район

Состав района:

Республики: Башкортостан; Удмуртия;

Области: Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская;

Площадь: 820 т. км2;

Население: 20 млн. чел. (2 место после Центрального района).

Общие особенности региона:

ВПК; мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35% чугуна; 1/5 бумаги); выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток; мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК); старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом основных фондов (70–75%).

Природные ресурсы:

нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь); газ (Оренбург); уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск – истощенные запасы, среднего качества); ж/руда (2 место после КМА) – нет крупных и удобных к разработке месторождений; бокситы (СУБР – 80% всего сырья, убыточная добыча); медные руды (Красноуральск, Кировоград); никель (Реж, Уфалей); цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод); золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности); не рудные полезные ископаемые: асбест (90% по РФ); лес (40% территории района)

Население и трудовые ресурсы:

75% городского населения; высокий уровень образования, подготовки кадров; рост скрытой безработицы.

Основные отрасли промышленности:

ТЭК: недостаточная обеспеченность ресурсами; нефть, газ; электроэнергетика – Белоярская АЭС;

Черная металлургия: свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА; свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана; нет коксующихся углей, целиком ввозятся; комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.

Цветная металлургия:

Медная промышленность: полный цикл переработки (Ревда, Кировоград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш); алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский); титан – ВСМПО.

Машиностроение: весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин);

Химическая промышленность: минеральные удобрения, калий, азот (Пермь); на отходах металлургии; производство шин; смолы, пластмассы.

Лесная промышленность: бумага; мебель.

АПК: зона рискованного земледелия; на юге района – 60% зерна, картофель. Все для собственных нужд.

Транспорт: ж/д; трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ.

Основные проблемы:

ввоз топливных и энергетических ресурсов; спад в машиностроении и ВПК; экологические проблемы; износ основных фондов.

Так как в районе наблюдается тенденция к увеличению масштабов тяжелой индустрии, необходимо расширять непроизводственную сферу, усиливать социальную направленность экономики. Важной задачей в развитии рыночной экономики в районе имеет техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Необходимо укреплять сырьевую базу, для этого нужно осваивать новые месторождения, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства. Для района актуальны проблемы об охране окружающей среды.

Особенности развития:

Район имеет ярко выраженную индустриальную специализацию и структуру хозяйства. Ему принадлежит первое место по объему промышленного производства. Господствующее положение отводится металлургии. Одна из особенностей промышленности района – высокий уровень концентрации производства. Ведущую роль играют крупные предприятия. В этом районе расположена половина номерных городов, относящихся к «ядерному циклу». С/х представлено производством зерна, особенно твердых и сильных сортов пшеницы. Внутренние и внешние связи района обслуживаются развитой транспортной сетью. Она включает все известные виды транспорта, в том числе трубопроводы и ЛЭП. Трудовые ресурсы представлены высококвалифицированными промышленными кадрами.

Западно-Сибирский район

Состав района:

Республика Алтай; Области: Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа); Кемеровская: Новосибирская; Томская; Омская.

Площадь: 2,5 млн. км2;

Население: 15 млн. чел.

Общие особенности региона:

Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).

Природные ресурсы: наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2); среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири); Приполярный район – Уренгой; Заполярье – Ямбург; п-ов Ямал; район дает ¾ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.

Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн – высококачественный, пласты мощные, близко к поверхности);

Руды: ж/руда (Западносибирский железно-рудный бассейн) – Новокузнецкий и Западно-Сибирский комбинаты; марганец (Кемерово); ртуть; лес (12% от всей РФ, 75 млн. га).

Население и трудовые ресурсы:

15 млн. чел. 72% городского населения; национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.

Основные отрасли промышленности:

Нефтегазовый комплекс: нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск); газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург); нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск); газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-Н. Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).

Угольно-металлургический комплекс: Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли; Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный цикл переработки.

Машиностроение: нефтегазовое и угольно-добывающее; энергетическое (турбины, котлы);

Лес: на базе огромных запасов; вдоль ж/д магистрали; большое производство фанеры.

АПК: собственные потребности удовлетворяются частично картофелем, овощами, зерновыми; полный ввоз теплолюбивых растений.

Основные проблемы:

не адекватность специализации машиностроения нуждам региона; не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК; есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.

Эффективность развития хозяйства в первую очередь зависит от нефтегазового комплекса. Будут созданы новые комплексы, расширится глубокая переработка нефти. Большие запасы древесины предполагают развитие лесной и деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Необходимо расширять и совершенствовать машиностроительный комплекс, развивать производство машин для нефтегазовой, угольной, химической и металлургической промышленности. Для более рационального использования земель целесообразно развитие орошения.

Особенности развития:

Важная черта экономико-географического положения района – соседство с экономически развитой европейской частью, в особенности с Уралом. Район является важнейшим для России источником добычи газа, нефти, угля. Каждая отрасль хозяйства района играет роль, определяющая процент во внутрирайонной его структуре. Первенство отдается промышленности. Западная Сибирь является крупным с/х районом. Здесь выращивается в больших объемах пшеница, развито животноводство. Основу транспортной сети района составляет ж/д. транспорт, также используется судоходство. Создана мощная сеть нефтепроводов и газопроводов. В районе созданы институты РАН, что существенно усиливает научный потенциал Сибири и способствует повышению научно-технического уровня освоения ее ресурсов.

Восточно-Сибирский район

Состав района:

Республики: Тува; Хакасия; Бурятия. Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.

Площадь: 4,1 млн. км2;

Население: 9 млн. чел.

Общие особенности региона: огромная территория (тундра, вечная мерзлота); много природных ресурсов, но слабо освоенных.

Природные ресурсы:

Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России); Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ; Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты; Иркутское месторождение; Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.

Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;

Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);

Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);

Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды; никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.

Лес (1 место в РФ): ½ объема заготовок леса по РФ, 50% территории района, 93,6% леса – хвойные;

Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.

Население и трудовые ресурсы:

9 млн. чел.; плотность – 2 ч./км2; 72% городского населения; высокий уровень безработицы; многонациональный состав.

Основные отрасли промышленности:

Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.

ТЭК: уголь (Канско-Ачинский бассейн);

Электроэнергетика: крупнейшая ГРЭС; крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.

Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы алюминиевых предприятий в этом районе.

Горно-металлургический комплекс: медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ – по черновой меди); алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ, Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).

Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.

Лесная промышленность: много сырья; низкая себестоимость (на 20% ниже, чем по РФ); расположение вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных территорий).

Машиностроение: машиностроительные и ремонтные заводы; производство грузовых вагонов (Абакан);

Химическая промышленность: на запасах леса – бумага (Братский ЦБК);

синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.

АПК: большие площади под пашнями, низкие урожаи; пшеница, рожь, ячмень.

Транспорт: ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб; речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею; автомобильный (слабо развит).

Вывоз: лес, руда.

Ввоз: машины, продовольствие, ТНП

Основные проблемы:

не достаточно развита инфраструктура социального, бытового обеспечения, дорожного хозяйства; отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям региона; низкая технологичность лесной промышленности; завоз продовольствия; институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности); задолженности по оплате региону за электроэнергию (является энергетическим донором); толлинг.

Основной проблемой района является плохая экологическая ситуация, из-за этого наблюдается высокая смертности и низкая рождаемость. Необходимо разработать эффективные программы по отчистке воздуха, почвы, воды. Реализация проектов по развитию Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, Нижнеангарского ТПК важно и для района, и для страны. Развитие ж/д. транспорта, строительство новых магистралей будет способствовать укреплению и росту хозяйства района. Нужно повышать уровень и благосостояние населения с помощью участия государства в развитии региона. Это остановит миграционный отток жителей.

Особенности развития:

Этот район удален от центра и от главных морских портов, также значительная часть восточной Сибири удалена от железных дорог. Это является сдерживающим фактором развития района. Основной вид транспорта – ж/д. Значительное место отводится водному и воздушному транспорту для внутреннего и межрайонного сообщения. Основа хозяйства – топливно-энергетический комплекс. Большая доля производства электроэнергии приходится на ГЭС. Также хорошо развита алюминиевая (действуют все стадии цикла) и лесная (наличие богатейших лесных ресурсов) промышленности. С/х представлено в большей степени животноводством, но в южной части района выращивают зерновые, а особенно яровые культуры.

Дальневосточный район

Состав района:

Республика Саха (Якутия); Приморский край; Хабаровский край (с Еврейской АО); Области: Амурская; Камчатская (с Корякским АО); Магаданская (с Чукотским АО); Сахалинская

Площадь: 6,2 млн. км2;

Население: 7,5 млн. чел.

Общие особенности региона:

удаленность района от центра; огромная слабо освоенная территория; отраслевая специализация цветной металлургии; добыча алмазов; рыбная промышленность.

Природные ресурсы:

ж/руда – Саха; золото (Колыма, Амур – руда и россыпи); алмазы (Саха); уголь; нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.

Население и трудовые ресурсы:

7,5 млн. чел. плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2–0,8 ч./км2); разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.

Основные отрасли промышленности:

Цветная металлургия (ведущая): олово (Депутатское); свой ГОК; свинцово-цинковые руды (Приморье); вольфрам.

Алмазодобыча («Алмазы России»);

Рыбная промышленность (1 место в РФ);

Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская область);

Машиностроение: судоремонтные заводы, для собственных нужд; энергетическое.

АПК (преимущественное развитие на юге): зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес; пушное звероводство.

Транспорт: ж/д (80%) – БАМ, Транссиб; речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ); автомобильный – плохо развит; авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от большой земли.

Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие, энергетические ресурсы;

Вывоз: лес, цветные металлы.

Основные проблемы:

напряженность топливно-энергетического баланса; неразвитость собственных запасов сырья; территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей; высокие транспортные тарифы; энергодефицит; недостаточно развито машиностроение; диверсификация развития территорий.

В районе необходимо сформировать системы отраслей, связанных с освоением ресурсов океана, в особенности рыбных. Сооружение предприятий законченного цикла, выпускающих готовую продукцию – немало важный аспект в развитии региона. Нужно расширять и развивать производственную, социальную инфраструктуры. Улучшение продовольственного снабжения за счет местных ресурсов. Развивать топливно-энергетический комплекс с целью обеспечения района топливом и энергией. Для обеспечения местных нужд и экспорта производить переспециализацию машиностроительных предприятий. Усилить экспортную направленность хозяйства, расширить торговлю со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особенности развития:

Дальний Восток является районом, через порты которого Россия осуществляет внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского бассейна. Это способствует экономическому взаимодействию, созданию экономических потенциалов. Основу хозяйства составляет рыбопромышленный комплекс. Также наличие огромных лесных массивов с ценными породами деревьев, богатства и разнообразия полезных ископаемых создает благоприятные условия для развития сложного комплекса производств. Велико значение транспорта из-за редкой заселенности территории. Сибирская ж/д. магистраль – основная транспортная артерия района. Морской транспорт является главенствующим в экономических связях Камчатки, Курильских островов, Сахалина. С/х имеет внутрирайонное значение. Расширилось производство сои, риса.