Социальная защита детей-инвалидов в РФ

В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей здоровья населения остается наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция. Намечается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов.

Рост инвалидности населения в Российской Федерации свидетельствует о снижении уровня жизни нации в целом. Основные тенденции инвалидности населения в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и экологической ситуации. Рост числа инвалидов происходит на фоне постоянно сокращающейся численности населения.

В такой ситуации одной из приоритетных задач государства и общества должна быть профилактика и снижение уровня инвалидности населения. В то же время прежние подходы к решению этой проблемы не соответствуют современным социально-экономическим условиям.

Все это обусловливает необходимость фундаментальной научной разработки принципиально новых теоретических и методологических основ решения проблем инвалидности и в том числе детской-инвалидности населения и инвалидов как особого контингента, нуждающегося в социальной защите и интеграции в общество.

О приоритетности заботы об инвалидах неоднократно высказывался Президент РФ В. В. Путин. Подобная забота должна быть не пустой жалостью, а являться комплексом мер, позволяющих инвалидам самореализоваться и стать полноценными членами общества, улучшить качество жизни инвалидов. Президент отметил, что отношение в обществе к инвалидам характеризует уровень развития государства и общества в целом. Специальным указом Президент РФ объявил 2003г. в России годом инвалидов.

Программы по улучшению положения детей в Российской Федерации действуют, начиная с 1993 года. Комплекс программ «Дети России» в качестве президентской программы утвержден в 1994 году в составе 6 федеральных целевых программ («Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети-Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В состав президентской программы «Дети России» вошли уже 10 федеральных целевых программ.

В связи с этим важной и необходимой задачей является оценка эффективности социальной помощи детям-инвалидам и создание единой концепции социальной политики в отношении детей инвалидов, а также осуществление контроля за её реализацией. Следует отметить важность и значимость темы в целом и востребованность данного направления деятельности в обществе. Необходимо отметить, что в настоящее время РФ интегрируется Европейское и мировое сообщество, принимая те гуманистические ценности и социальные гарантии, которые сформировались за длительный срок существования гражданского общества в Европейском Сообществе и США.

Влияние и значимость социально-политических аспектов развития государства иллюстрирует тот факт, что меры по социальной поддержке населения и уверенность в социальных гарантиях отражаются на демографической ситуации в Российской Федерации. По данным Госкомстата РФ на 1 ноября 2001 г. постоянное население Российской Федерации уменьшилось на 711,9 тыс. человек, или 0,5%. В то же время, за январь-октябрь 2000 г. население страны сократилось на 611,2 тыс. человек, или на 0,4%. В январе-октябре 2001 г. число родившихся составило 1100,5 тыс. человек, а в январе-октябре 2000 г. - 1056,6 тыс. человек. В то же время, за отчетный период в России умерло 1871,4 тыс. человек, а в январе-октябре 2000 г. - 1851,1 тыс. человек. Детская смертность (в возрасте до года) в первые 10 месяцев 2001 г. составила 15,9 тыс. человек, что на 0,2 тыс. меньше по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период[15].

Не имея уверенности в завтрашнем дне, основанной на социальных гарантиях и в отсутствии государственной политики по поддержке молодых семей потенциальные родители не спешат с рождением детей. Появление на свет ребенка-инвалида часто является трагедией для всей семьи и приносит целый комплекс неразрешимых проблем, с которыми родители остаются один на один.

За последние пять лет в России резко возросло число детей-инвалидов. В Российской Федерации в целом, продолжает сохраняться наметившаяся в 90-е годы неблагоприятная тенденция в динамике состояния здоровья детей. По данным Минтруда, распространенность детской инвалидности за этот период увеличилась более чем в 4 раза. Уровень детской инвалидности в возрасте от 0 до 16 лет включительно увеличился с 16,6 на 10 тыс. детей в 1980 г. до 250,0 в 2001 г. В 15 раз[16].

В структуре инвалидизирующих заболеваний у детей первые места занимают болезни нервной системы, врожденные аномалии (пороки развития), психические расстройства и расстройства поведения. Бесспорен рост эндокринных нарушений (в том числе сахарного диабета), злокачественных новообразований[17].

По статистическим данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в России в 1993 году социальные пенсии получали 344 тысячи детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет.

В начале 1998 года их число составило 564 тысячи. К категории официально зарегистрированных органами социальной защиты населения детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, не относятся дети-инвалиды, которые находятся на полном государственном обеспечении (83 тысячи) и обучаются в школах-интернатах для детей с умственными недостатками и во вспомогательных школах (470 тысяч). Официальная статистика, касающаяся числа детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, проживающих в России в целом и ее отдельных регионах, не ведется.

Основой определяющей государственную политику в области социальной защиты детей-инвалидов является Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 2 определяет понятие социальной защиты инвалидов, как системы гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов предусматривает: оказание медицинской помощи, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, к объектам социальной инфраструктуры, предоставление инвалидам различных льгот, обучение детей-инвалидов, образование инвалидов, обеспечение занятости, материальное обеспечение, социально-бытовое обслуживание, санаторно-курортное лечение транспортное обслуживание и др.

Материальное обеспечение инвалидов включает денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством.

Результатом реализации Программы «Дети-инвалиды» в 1994-2001 годах явилось обеспечение профилактики детской инвалидности путем организации скрининга новорожденных на группу патологий, создание инфраструктуры реабилитации детей-инвалидов в системе социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, объединение усилий различных министерств и ведомств по проведению комплексной реабилитации профессионально-трудовой подготовке детей-инвалидов, по выявлению и оказанию помощи, одаренным детям-инвалидам в развитии их творческих талантов, по оказанию всесторонней помощи семьям, имеющим детей-инвалидов.

За этот период в субъектах Российской Федерации создано 237 реабилитационных центра для детей-инвалидов в системе социальной защиты населения (против 33 в 1994 году) и 296 отделений реабилитации на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей и детских домов-интернатов (против 38 в 1994 году)[18].

Реабилитация детей-инвалидов является приоритетным направлением государственной политики в отношении инвалидов, основным звеном в системе их социальной защиты. В соответствии со статьей 9 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ. «Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

Медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

Профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

Социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации».

Законодательное закрепление понятия реабилитации крайне важно именно для детей, поскольку оно предусматривает необходимость комплекса мероприятий и дает правильную социально-целевую установку на воспитание полной самостоятельности[19].

В настоящее время общепризнано, что центральное место в системе реабилитационных мероприятий занимает социальная реабилитация. Её содержание тесно связано с медицинской реабилитацией, имеющей по существу, социальную направленность, и с трудовой реабилитацией, оказывающей социализирующее воздействие на личность. Кроме того, социальная реабилитация имеет тесную связь с социально-психологической реабилитацией.

Социальная реабилитация детей-инвалидов – это комплекс мероприятий, направленных на создание и обеспечение условий для их социальной интеграции, восстановление или формирование социального статуса, утраченных связей. Её цель – выявление и развитие задатков, способностей детей-инвалидов, наиболее полная интеграция в общество.

Реализация мероприятий по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в учреждениях социального обслуживания. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995 г. [1] «учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

· Комплексные центры социального обслуживания населения;

· Территориальные центры социальной помощи семье и детям;

· Центры социального обслуживания;

· Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги».

Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ [2] определено, что в зависимости от форм собственности учреждения социального обслуживания относятся к государственным, муниципальным и негосударственным (Статья 25). Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 30. [2]).

Число таких учреждений увеличивается с каждым годом, а их реабилитационная деятельность становится более разнообразной.

Кроме того, реализация мероприятий социальной реабилитации детей-инвалидов осуществляется в условиях различных учреждений с реабилитационным профилем деятельности, таких как:

-      Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;

-      Реабилитационное учреждение и т.д.[20];

Вместе с тем, остается много нерешенных проблем.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятый в ноябре 1995 года, установил правовые основы государственной политики в отношении инвалидов.  Однако вопросы социальной защиты детей-инвалидов требовали дополнительного законодательного регулирования.

Принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобренные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1996 - 1997 годах федеральные законы, устанавливающие социальную защиту детей-инвалидов, были отклонены Президентом Российской Федерации. Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды", входящая в президентскую программу "Дети России" и предусматривающая ряд мероприятий, направленных на профилактику инвалидности у детей, совершенствование лечения и социальной реабилитации детей-инвалидов, финансируется последние четыре года крайне неудовлетворительно.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверки проведенные в 20 субъектах Российской Федерации, выявили грубые нарушения законодательства Российской Федерации о социальной защите детей-инвалидов.

Особенно это касается вопросов обеспечения детей-инвалидов жизненно важными лекарствами и техническими средствами реабилитации. Повсеместно имеют место случаи нарушения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в части оказания детям-инвалидам полноценной медицинской помощи.

Практически не проводится социальная реабилитация детей-инвалидов. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения неудовлетворительно оснащаются современной диагностической аппаратурой, что крайне затрудняет раннюю диагностику отклонений в развитии у детей, а значит, и своевременное осуществление программ их реабилитации. Не развита сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию детей-инвалидов.  Не налажен выпуск специальных лечебных продуктов питания для детей, страдающих тяжелыми наследственными заболеваниями органов эндокринной системы.

Не созданы условия для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, отсутствует система профессиональной ориентации таких детей.

Не решены вопросы обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.  Недостаточно используются возможности средств массовой информации для формирования доброжелательного отношения общества к детям-инвалидам. Существующая система объединения детей-инвалидов в учреждениях специального назначения не способствует социальной адаптации таких детей. Дома-интернаты для детей-инвалидов находятся в бедственном положении. В этих условиях необходимо принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по решению проблем детей-инвалидов.

В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила:

1. Считать приоритетной задачей Государственной Думы совершенствование законодательства Российской Федерации о социальной защите детей-инвалидов. Поручить Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, Комитету Государственной Думы по образованию и науке ускорить подготовку к рассмотрению Государственной Думой проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Кодекс законов о труде Российской Федерации" и проекта федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)".

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при решении задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации уделить особое внимание мерам по социальной защите детей-инвалидов.

3. Предложить Правительству Российской Федерации:  ускорить разработку нормативных правовых актов устанавливающих порядок единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов;

ускорить разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и условия труда работников этих центров;

усилить контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.  Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать предложения:

о совершенствовании деятельности учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы;

о создании единой системы ранней диагностики и профилактики инвалидности у детей и учреждений, осуществляющих мероприятия по ранней диагностике, профилактике и реабилитации детей-инвалидов;

о совершенствовании медицинской помощи и медицинской реабилитации;

об укреплении материально-технической базы реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и домов-интернатов;

о развитии новых форм устройства детей-инвалидов в целях создания наиболее благоприятных условий для их жизни и развития;

о создании и внедрении современных технологий социальной реабилитации детей-инвалидов;

о создании специальных образовательных учреждений начального профессионального образования для обеспечения качественной профессиональной подготовки детей с отклонениями в развитии;

об улучшении функционирования системы специального образования, о развитии новых форм и различных моделей интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии; об обеспечении беспрепятственного доступа детей-инвалидов к информации и о создании условий для полноценного участия детей-инвалидов в общественной жизни;

о поддержке специализированных изданий, освещающих положение детей-инвалидов и проблемы их социальной защиты[21].