Социальная защита инвалидов

Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Социальная специфика инвалидности заключается в правовых, экономических, коммуникативных, психологических и прочих барьерах, которые не позволяют людям с различными отклонениями здоровья активно включиться в жизнь общества.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid – действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности [28, с.23].

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создания для них безбарьерной среды [73, c.67].

Следует отметить, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, т. е. относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны,– развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека, происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [59, c.97].

Инвалидность понимается как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[64, ст.4].

Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения. Представим его как последовательность положений:

► Структурные нарушения, недуги или повреждения, видимые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой,

► могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности.

►...что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации.

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».

В нашем исследовании мы будем опираться на определение, которое дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид – это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 «Правила признания лица инвалидом» признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

        ·  нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

        ·  ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

        ·  необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Инвалидов можно классифицировать по разным основаниям на следующие группы:

- по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;

- по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

- по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным и неподвижным группам;

- в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности: инвалиды I группы, инвалиды II группы, инвалиды III группы [57, с.39].

В условиях современной России инвалиды и их семьи являются одной из ущемленных категорий населения: они с большими трудностями адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают пониженной способностью к самозащите, испытывают практически стопроцентную малообеспеченность, страдают от недостаточности развития правовой базы, неразвитости систем помощи им со стороны государства и негосударственных организаций. Помимо общих социальных трудностей, характерных для значительной части населения в кризисной ситуации, инвалиды сталкиваются с проблемами реабилитации, а также интеграции в общество [72, c.3].

В обществе сформировались определенные стереотипы (подходы) в отношении инвалидов, что в свою очередь определяет социальную политику и их положение в обществе:

Медицинский подход – это подход, концентрирующийся на дефекте, существующем у человека, его соматических или психических нарушениях.

Согласно данному подходу «инвалиды всегда больны», «они не подпадают под определение нормы и поэтому не могут работать, не могут посещать обычные школы, не могут иметь детей, являются иждивенцами и обузой».

Соответственно, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь).

Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельный жизненный выбор, и становится «больным», «опекаемым», на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов, созданию представления о том, что инвалиды не считаются полноценными членами общества.

Наряду с медицинским существует социальный подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этих возможностях. Согласно данному подходу: «Инвалидами становятся из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.». Инвалидность с позиций данного подхода – это основной вопрос, касающийся прав человека.

Вследствие этого, можно привести следующее определение инвалидности с позиций социальной модели: «Инвалидность – это препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни» [7, c.64].

Инвалидность воздвигает перед человеком определенные барьеры. В первую очередь необходимо сказать о физическом ограничении – это физические, сенсорные либо интеллектуально-психические недостатки, мешающие инвалиду самостоятельно передвигаться и ориентироваться в пространстве [50, с.17].

Второй барьер – это трудовая сегрегация. Из-за своего заболевания инвалиды имеют более узкий доступ к рабочим местам или могут не иметь их вовсе. Поэтому естественно, что следующим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений.

Отсутствие или слабая сформированность безбарьерной среды является для инвалидов еще одним сложным препятствием (пространственно-средовой барьер). Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), организация жилой среды и транспорта не является дружественной к инвалиду [54, с.126].

Вероятно, для инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер.

С одной стороны, инвалиды испытывают затруднения в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (например, о мерах государственной поддержки инвалидов). Это вызвано экономическими причинами и дефицитом специальных носителей информации (например, телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т.д.).

С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от людей, имеющих инвалидность: инвалидам гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы.

Эмоциональный барьер тоже может быть двусторонним. Он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций по поводу инвалида (любопытства, насмешки, неловкости, вины, гиперопеки, страха и т.д.) и фрустрирующих эмоций инвалида (жалость к себе, недоброжелательное отношение к окружающим, стремление обвинить кого-либо в своем дефекте, стремление к изоляции). Подобный комплекс затрудняет социальные контакты в процессе взаимоотношений людей, имеющих определенную группу инвалидности и его среды.

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер. Он обусловлен сочетанием действия всех перечисленных ограничений. Поэтому закономерно, что расстройство общения является одной из наиболее трудных социальных проблем инвалидов [20, c.39].

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается в социальной защите со стороны государства. Инвалиды имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Для того чтобы снизить воздействие таких ограничений, разрабатывается система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.