Социальная защита лиц пожилого возраста в Костромской области

Социальная работа с пожилыми людьми имеет нормативно-правовую базу, которая служит основой для социальной защиты и социального обслуживания данной категории населения. Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых граждан, выглядит достаточно емко (таблица №1).

Таблица №1. Нормативно-правовая база закрепляющая права пожилых людей на разных уровнях власти

На федеральном уровне На уровне Костромской области
  ·   Конституция

  ·   Федеральные законы:

- от 12.01.95 г. №5 «О ветеранах»

- от 10.12.95 г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

- от 02.08.95 г. №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

- от 24.11.95 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

- от 17. 07. 1999 г. №178 «О государственной социальной помощи»

- №131 от 6 октября 2003 года «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

- иные федеральные законы

  ·   Постановления Правительства РФ:

- от 25. 11. 1995 г. №1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания

  ·   ГК РФ, СК РФ, ЗК РФ, ЖК РФ.

  ·   Законодательные акты

  ·   Законы Костромской области:

- №313-ЗКО от 03.11.2005 г. «О социальном обслуживании населения в Костромской области»

- №46-4-ЗКО от 27 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области»

- №32-4-ЗКО от 8 июня 2006 года «О звании «Ветеран труда Костромской области»

  ·   Постановления губернатора Костромской области:

- от 06. 02. 2006 г. №142 «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания Костромской области»

- от 07. 02. 2006 г. №144 «О порядке и условиях принятия на социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов»

- от 01 марта 2006 года №216 «О порядке, условиях и размере оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам областными государственными учреждениями социального обслуживания»

- Иные постановления

Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

      ·    нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

      ·    нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

По Конституции, пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это — общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и платную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т. д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции РФ квалифицированная юридическая помощь [20, c.39].

Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми, в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.

В действующем российском законодательстве, реализующем конституционные гарантии прав пожилых людей, условно можно выделить следующие группы норм:

1)   закрепляющие права всех граждан независимо от возраста и при этом особо значимые для пожилых людей;

2)   непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

3)   регулирующие положения определенных категорий лиц старшего возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей).

К первой из выделенных групп относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях»).

В ряде указанных законодательных актов имеются отдельные статьи, непосредственно касающиеся прав пожилых людей.

Нормы, отнесенные ко второй из выделенных групп, закреплены в законах, направленных на реализацию конституционных гарантий прав практически всех пожилых людей («О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») [20, c. 42].

Нормы, составляющие третью из выделенных групп, регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее представителен в этом отношении Федеральный закон «О ветеранах». К данной группе можно отнести и Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста.

Гражданский кодекс Российской Федерации практически не содержит норм, специально ориентированных на регулирование отношений с участием лиц пожилого возраста. Исключение составляют немногочисленные нормы, касающиеся некоторых аспектов наследственных отношений (нормы, касающиеся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом). Защита имущественных прав пожилых людей осуществляется нормами наследственного права. В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания (правило об обязательной доле, причитающейся необходимым наследникам: супруг, родители, иждивенцы, дети наследодателя, которые на момент открытия наследства нетрудоспособны по возрасту или состоянию здоровья). Их обязательная доля в наследстве независимо от содержания завещания должна составлять не менее двух третей доли, причитающейся при наследовании по закону.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (не только предоставлять средства содержания, но и оказывать моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав).

Защита прав и интересов не только несовершеннолетних, но и всех нетрудоспособных членов семьи — одно из основных начал семейного законодательства. Принятый в 1995 г. Семейный кодекс Российской Федерации обеспечивает защиту интересов нетрудоспособных и нуждающихся в семьи путем возложения обязанности по их содержанию на трудоспособных родственников (в определенной последовательности). В соответствии с Семейным кодексом члены семьи получили более широкие возможности в урегулировании алиментных отношений между собой по своему усмотрению. Понятие нетрудоспособности трактуется в семейном праве так же, как и в других отраслях права. Нетрудоспособными признаются лица, достигшие общего пенсионного возраста, предусмотренного законодательством, или являются инвалидами I и II группы. Нуждаемость в каждом отдельном случае определяет в зависимости от конкретных обстоятельств. Как правило, основным критерием при этом выступает прожиточный минимум. Алиментообязанными лицами первой очереди, в соответствии с семейным законодательством, считаются совершеннолетние дети и супруг [20, c. 5].

Современное российское законодательство в жилищной сфере, затрагивающей интересы немалой части пожилых людей, отличается декларативностью положений, разбросанностью норм по разным правовым актам, преобладание норм общего характера, отсутствием норм прямого действия. Отмечается обособление различных категорий пожилых людей (ветераны, инвалиды, реабилитированные лица, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы). Одно положение жилищного законодательства касается пожилых людей непосредственно — отнесение специальных домов для одиноких престарелых граждан к жилищному фонду (Закон «Об основах федеральной жилищной политики», принятый в 1992 г.). Право таких домов на существование было дважды законодательно подтверждено в 1995 г. (Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). Но указанные акты содержат существенные противоречия: относят указанный тип жилья к учреждениям социального обслуживания (хотя службы социального назначения функционируют лишь при 25,7% специальных домов) или определяют как форму социального обслуживания (хотя проживающие в специальных домах могут получать социальные услуги в различных формах – надомной, полустационарной и срочной социальной).

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых в 1993 г., были впервые определены права в области охраны здоровья отдельных категорий населения. В качестве одной из таких категорий названы граждане пожилого возраста, за которыми закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или платно, а также правом на бесплатный медицинский контроль, (для пенсионеров, занимающихся физической культурой).

Указанный законодательный акт не детализирует порядок и условия предоставления медицинской помощи отдельным социальным группам, входящим в категорию «граждан пожилого возраста» (одинокие престарелые люди, инвалиды пожилого возраста, ветераны, малоимущие пенсионеры) [27, c. 3].

В настоящее время правовое регулирование оказания медицинской помощи отдельным группам граждан пожилого возраста осуществлено лишь в отношении ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» (1995) не только ввел данное понятие, но и детализировал эту группу в целях упорядочения оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Охраны здоровья граждан пожилого возраста касаются также Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «О лекарственных средствах» (1998), а также принятые ранее законы «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991) и «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).

Правовое регулирование социального обслуживания и реализации мер социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов. Конституция Российской Федерации прямо предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение. Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан (в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по, возрасту), признаются социально значимыми [36, c.6].

Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в России, по существу, с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые законодательные акты по данной проблематике: Федеральные законы от 02 августа 1995 г. №122-Ф3 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. №195-Ф3 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Необходимость принятия названных документов назрела к середине 1990 гг., когда в результате проводимых в стране экономических преобразований появилось боль количество граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждавшихся в социальной защите. В ответ на массовую дезадаптацию населения, в том числе пожилых людей, инвалидов, детей-сирот и многодетных семей, возникли новые формы социального обслуживания, а затем новые типы учреждений.

Изменившиеся условия жизни потребовали не только внесения соответствующих корректив в уже сложившуюся правовую нормативную базу по домам-интернатам, но и разработки документов, обеспечивающих регулирование деятельности формирующейся системы нестационарного, полустационарного и срочного социального обслуживания населения.

В указанных законах был обобщен накопленный опыт; закреплены основные понятия, используемые в социальной работе, принципы, формы и виды социального обслуживания, а также номенклатура учреждений социального обслуживания; выделены государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания; изложен порядок взимания в определенных случаях платы за социальные услуги; впервые определены права социального работника.

Современные процессы в сфере законодательного регулирования социозащитной деятельности характеризуется широким развитием регионального законодательства [36, c. 8].

03 октября 2005 года вступил в силу Закон Костромской области №313-ЗКО от 03.11.2005 года «О социальном обслуживании населения в Костромской области».

Администрация области поставила перед системой социальной защиты населения области задачу: преобразования в социальном обслуживании не должны ни в коей мере ухудшить положение граждан, снизить уровень их социальной защищенности.

В ходе реформирования системы социальной защиты населения, в рамках реализации Федерального закона №131-ФЗ администрацией области были поддержаны предложения департамента социальной защиты населения о создании в каждом муниципальном образовании областного государственного учреждения — центра социального обслуживания населения.

В 2006 году в Костромской области создана государственная система социальных служб, состоящая из государственных учреждений социального обслуживания населения: 28 областных государственных учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения» и 4 Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и 1 Центр социальной поддержки населения.

В целях реализации Закона Костромской области в течение первого полугодия 2006 года были приняты 5 постановлений губернатора, регулирующих вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Костромской области: утвержден Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, утверждены порядок и условия принятия граждан пожилого возраста и инвалидов на разные виды социального обслуживания, порядок, условия и размер оплаты социальных услуг.

Также на территории Костромской области специальные законы, а именно №46-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда Костромской области» и №32-4-ЗКО «О звании «Ветеран труда Костромской области». В соответствии с этими законами устанавливается сфера действия, меры социальной поддержки, финансирование и обеспечение мер социальной поддержки, и иные положения. ЗКО №46-4 ««О мерах социальной поддержки ветеранов труда Костромской области» распространяется на граждан, являющихся ветеранами труда, а также граждан, приравненных к ним постоянно проживающих на территории Костромской области. К ветеранам труда относятся [17]:

- имеющие удостоверение "Ветеран труда";

- награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

- приравненные к ветеранам труда ветераны военной службы, ветераны государственной службы;

- ветераны труда, получающие пенсию по иным основаниям либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют при достижении ими возраста, дающего право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с данным законом ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- ежемесячная денежная выплата. Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно повышается при формировании и принятии областного бюджета на очередной финансовый год с учетом индекса роста потребительских цен;

- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленного постановлением администрации Костромской области. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Указанные меры предоставляются лицам, проживающим на территории муниципальных районов (городских округов), в которых не осуществлен переход к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения в денежной форме в соответствии с постановлением администрации Костромской области;

- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленного постановлением администрации Костромской области) по нормативам потребления указанных услуг, утвержденным органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утвержденных органами государственной власти Костромской области.

- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [17].

В соответствии с №32-4-ЗКО «О звании «Ветеран труда Костромской области» звание присваивается лицам:

- За продолжительный добросовестный труд на территории Костромской области устанавливается звание "Ветеран труда Костромской области".

- Звание "Ветеран труда Костромской области" присваивается лицам:

1) удостоенным звания "Почетный гражданин Костромской области":

2) имеющим страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, или трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет:

а) награжденным орденом "Труд. Доблесть. Честь" или медалью "Труд. Доблесть. Честь";

б) удостоенным почетных званий "Заслуженный изобретатель Костромской области" либо "Заслуженный рационализатор Костромской области":

в) награжденным Почетной грамотой Костромского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов или Почетной грамотой администрации Костромской области;

г) награжденным Почетной грамотой Костромского областного Совета народных депутатов или Почетной грамотой Костромской областной Думы;

3) имеющим поощрение или награждение за добросовестный труд, полученное на территории Костромской области, и выработавшим трудовой стаж не менее:

а) 43 лет для мужчин и 38 лет для женщин;

б) 41 года для мужчин и 36 лет для женщин.

4) Женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют трудовой стаж не менее 15 лет или страховой стаж не менее 5 лет;

5) отцам, воспитавшим без матери пять и более детей (в том числе усыновленных, удочеренных) до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 55 лет, если они имеют трудовой стаж не менее 20 лет или страховой стаж не менее 5 лет.

Лица, удостоенные звания "Ветеран труда Костромской области" в соответствии с настоящим Законом, получают право на меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда Законом Костромской области от 27 декабря 2004 года N 46-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда в Костромской области", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что социальная политика в отношении граждан старшего поколения направлена на защиту их прав и законных интересов, предупреждение дискриминации по возрастному признаку и призвана обеспечить повышение уровня социальной поддержки пожилых граждан.

Приоритетные направления государственной политики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую перспективу должны быть ориентированы на:

    ·   обеспечение установленных законодательством Российской Федерации экономических, социальных и правовых гарантий с целью создания условий для достойной жизни граждан старшего поколения;

    ·  развитие системы социального обслуживания населения;

    ·  организации и внедрение новых форм и видов помощи социально незащищенным категориям населения;

    ·  обеспечение большей доступности и улучшения качества медицинской помощи лицам пожилого возраста, организацию и развитие гериатрической помощи, расширение профилактического и реабилитационного направлений в медицинском обслуживании пожилых граждан;

    ·  привлечение общественного внимания и формированию благоприятной социокультурной среды для пожилых членов общества