Социальная защита людей пожилого возраста

Любое государство имеет социальные группы, которым необходимо повышенное внимание со стороны общества и особая защита их прав государством. К этим группам населения относятся пожилые люди.

Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения направлена на обеспечение достойного образа жизни пожилых людей, условий для активного участия в жизни общества и долголетия. Она состоит из комплекса мер: политических, правовых, экономических, медицинских, социальных, культурных, научных, информационно-пропагандистских и кадровых.

В 1982 году на конгрессе в Вене был принят план действий по проблемам престарелых. В нём признаётся, что качество жизни не мене важно, чем её продолжительность. В этом документе рекомендуется правительствам всех стран принять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:

 -    разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;

 -    поощрять благотворительные организации;

 -    защитить пожилых людей от экономических потрясений;

 -    обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;

 -    полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его проживания.

Принципы ООН в отношении пожилых людей приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г. Основной принцип сформулирован следующим образом: «сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста». Основная цель документа – обеспечить, несмотря на огромные различия в положении пожилых людей не только между странами, но также в рамках отдельных стран и между отдельными лицами, включение в национальное законодательство (программы) и соблюдение определенных стандартов (принципов) в отношении пожилых людей

Отечественная нормативно-правовая база представлена законодательством как общего, так и специального. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

  - нормы, закрепляющие права всех граждан, независимо от возраста, в том числе, особо значимые для пожилых людей;

  - нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.).

По Конституции РФ пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы, в том числе: государственная поддержка и развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ст. 7), право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным, библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности (ст. 12), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44) и др.

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан впервые было выделено определение прав не только граждан в целом, но и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Одна из таких групп – граждане пожилого возраста. За ними закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе и на льготных условиях. С целью сохранения доступности и уровня гарантированных государством видов и объемов медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. №1096 утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Вопросы охраны здоровья пожилых затронуты также в законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О социальной защите инвалидов», «О лекарственных средствах».

Закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» – один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ. Социальная защита ветеранов, большинство из которых – пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий, оплате коммунально-бытовых услуг, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, получению, приобретению, строительству и содержанию жилья, оплате проезда, получению социальной и юридической помощи и т.п. 21 декабря 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон «О ветеранах», где определено право ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны, лиц, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей умерших инвалидов или участников ВОВ, лица, работавшие в годы войны на объектах ПВО, а также военнослужащих, проходивших службу в воинских частях в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года – на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых людей и по инициативе администрации, в том числе по достижении им пенсионного возраста, что предусмотрено в Трудовом кодексе РФ.

Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17.12.01 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 №141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста.

На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов – Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ; Федеральные законы РФ «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О культуре», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др.

Важным документом является долгосрочная целевая программа «Старшее поколение». Целью федеральной целевой программы провозглашено создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно – досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества. Принятая на федеральном уровне, она получила своё развитие в регионах. Так, на реализацию программы «Старшее поколение» в Краснодарском крае на 2011 год выделено 1,5 млрд. рублей, в Нижегородской области на период 2011–2013 гг. – 63,4 тыс. рублей, в Хабаровском крае – 1,059 млн. рублей, в Омской области за период 2011–2015 гг. планируется израсходовать свыше 1,5 млрд. рублей. Общий объём финансирования программы Вологодской области – свыше 319 млн. рублей. В рамках Программы запланировано большое количество мероприятий, направленных на укрепление здоровья и социальной защищённости пожилых людей, организацию их свободного времени и культурного досуга. В частности, программой предусмотрено проведение комплексных медицинских осмотров граждан пожилого возраста, спортивных мероприятий, организация туров для пожилых людей по Вологодской области и т.д. Кроме того, в Программу включена организация обучения пожилых людей в студиях народных ремёсел и пользования персональным компьютером, сетью Интернет.

Одной из форм социальной политики в отношении граждан «третьего возраста» является работа учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения, помогающих создать хорошую атмосферу для достойной поддержки возможностей пожилых людей. В России работает около 1500 центров социального обслуживания [14,193], которые имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной помощи, отделения временного проживания.

В сферах пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан пожилого возраста. Но в связи с пенсионной реформой и принятием закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О монетизации льгот» возникает много противоречий в правовом регулировании этой сферы, а также вопросов, связанных с созданием механизмов исполнения новых норм.