Социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных граждан

Нормально функционирующая рыночная экономика чаще всего предполагает такой тип социальной политики, в рамках которого занятое самостоятельное население выступает не только объектом, но и субъектом этого процесса, являясь во многом равновесным партнером государства.

Иначе решаются проблемы тех групп и слоев населения, которые по тем или иным причинам не способны защитить себя в социальном плане или нуждаются в помощи – инвалиды, престарелые, безработные и т.д. Для решения этих проблем государство и его представительные органы на местах разрабатывают соответствующие методы и формы социальной защиты. Из этого следует, что как социальная политика, так и её важнейшая составляющая – социальная защита населения – представляют собой (в широком понимании сущности и содержания названных категорий) комбинацию законодательных, налоговых и бюджетных регуляторов, с одной стороны, и разного рода программ социальной защиты – с другой.

На стадии переходного периода к рынку осуществление на практике паритета указанных составляющих невозможно по многим причинам экономического, политического и социального характера. Этим, как правило, и объясняется присущий государственной политике переходного периода патернализм в сфере социальной защиты населения, во всяком случае, там, где рыночные преобразования имели отчетливую социальную ориентацию, а также общая направленность выбора объекта социальной защиты.

В основе определения основных направлений и форм реализации социальной защиты населения должен лежать объективный анализ факторов, определяющих степень социального неблагополучия, социальной незащищенности и потребности в тех или иных формах социальной поддержки. В наиболее общей постановке объектом социальной защиты населения должны являться неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи группы населения. Рассмотрим, каким образом следует понимать объект социальной защиты на этапе переходного периода к рыночной экономике.

Существует ряд критериев, позволяющих выделить первоочередные объекты (группы населения) социальной защиты. Исходя из характеристики критериев предполагая, что он отражение действия какого-либо фактора или группы факторов, воздействующих негативно на условия жизни той или иной категории населения и переводящих тем самым его в разряд социально неблагополучного, незащищенного, малообеспеченного или нуждающегося в социальной поддержке со стороны общества.

Базовым объектным критерием является размер среднемесячного дохода на 1 члена семьи. Если размер этого дохода ниже определенного, установленного законодательно нормативного значения, то имеющий его человек (семья) нуждаются в специфических мерах социальной защиты. Основной для определения порогового размера среднедушевого дохода должен являться уровень минимального потребительского бюджета, обеспечивающий минимально приемлемый уровень удовлетворения потребностей при данных, достигнутых масштабах общественного благосостояния и складывающихся на этой основе представлений о нижней границе потребностей. Другими словами, это потребительский набор, характеризующий прожиточный минимум для одного члена общества или стандартной семьи (в перечете на одного её члена) для данного периода развития экономики и общества. Состав, структура и количественные рамки такого набора меняются вслед за изменением общепринятых жизненных стандартов.

Необходимость расчета минимального потребительского бюджета продиктована, кроме того, тем, что он составляет основу определения минимальной заработной платы и минимальной пенсии как социальных гарантий или социально-экономических нормативов.

Вторым определяющим объективным критерием, из которого вытекает необходимость специальных мер по социальной защите, является критерий источника средств к существованию, иначе говоря, критерий трудоспособности. Согласно последнему, населению делится на трудоспособные и нетрудоспособное. В социальной защите и поддержке нуждаются, прежде всего, нетрудоспособные группы населения, к числу которых можно отнести:

1) уже нетрудоспособных (инвалиды, пенсионеры);

2) еще нетрудоспособных (дети, учащиеся);

3) граждан, находящихся на попечении государства (в домах престарелых, интернатах, больницах и т.п.).

Для каждой из групп должны разрабатываться специфические программы социальной защиты, следовательно, каждая из них может выступать особым объектом.

Внутри категории трудоспособного населения можно выделить две основные группы:

1) занятые

2) незанятые (не имеющие средств к существованию и желающие найти работу, то есть безработные)

Безработные также относятся к числу неблагополучных и малообеспеченных слоев населения и требуют к себе особых подходов в плане социальной защиты. Описанные выше критерии позволяют выделить объекты социальной защиты, исходя из признака малообеспеченности.

Опыт большинства стран с рыночной экономикой показывает, что наибольшую озабоченность в процессе переходного периода к рынку вызывает расширение масштабов бедности (малообеспеченности) при одновременной и прогрессирующей поляризации доходов различных групп населения.

Признак классификации

Критерии выделения объекта социальной защиты, поддержки

Социальные группы и слои населения, нуждающиеся в социальной защите, поддержке

Основные формы реализации социальной защиты, поддержки

Признак малообеспеченности Размер среднемесячного дохода на одного члена семьи Малообеспеченные и многодетные семьи различной социальной принадлежности Пассивные: пособия, доплаты, компенсации, натуральная помощь
Источник средств существования (трудоспособность) Нетрудоспособные (пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся). Находящиеся на попечении государства Пассивные: пособия, доплаты, компенсации, натуральная помощь

Вряд ли правомерно обвинять в этом только экономический механизм рынка, тем более, что бедность была и раньше, а дифференциация материальной обеспеченности членов общества имеет объективно обусловленную природу. Другой вопрос, что в любом цивилизованном обществе должны быть действенные регуляторы (а на стадии переходного периода - особенно), способные реализовать целевую установку рыночных реформ: не мешать и стимулировать сильного, защитить слабого. Их создание предполагает выявление причин малообеспеченности и факторов, ее определяющих. Иначе говоря, не определив причины, порождающие малообеспеченность, бедность и социальное неблагополучие, невозможно выявить соответствующие социально уязвимые слои населения, не говоря уже о построении эффективной системы социальной защиты.

Прежде всего, с нашей точки зрения, неверно отождествлять малообеспеченность с относительно низкими доходами, хотя последние во многом определяют как уровень малообеспеченности, так и степень социального самочувствия. Малообеспеченные - это те члены общества, которые живут по его законам, но не имеют признаваемого им минимально необходимым стандарта потребления. Категория малообеспеченности, таким образом, является относительной, она фиксирует соотношения в доходах различных социальных групп населения.

Относительность категории малообеспеченности, динамичность ее уровня и невозможность устранения данного социального явления до тех пор, пока дифференциация доходов остается экономической необходимостью и даже закономерностью, вовсе не означает, что малообеспеченные семьи не должны быть объектом повышенного внимания при переходе крыночной экономике. Напротив, изучение социально-демографического состава таких семей позволяет вскрыть причины малообеспеченности, уточнить характер влияния социально-демографических факторов на малообеспеченность, обосновать меры социальной поддержки этих слоев населения.

Основными причинами малообеспеченности являются: относительно низкий размер оплаты труда тех или иных категорий работников, наличие в семье иждивенцев и незанятых трудоспособных лиц, инвалидов, небольшие пенсии у определенных групп пенсионеров, неполный охват нуждающихся пенсионным обеспечением, низкие пособия и стипендии, а также другие причины, преимущественно обусловленные социально-демографическими различиями. В этом списке причин ведущее место занимает многодетность семьи или фактор «иждивенческой нагрузки». По расчетам НИИ труда, если бы работающие из малообеспеченных семей зарабатывали столько же, сколько в среднеоплачиваемых, то разрыв между их доходами сократился бы на 25%, а за счет уменьшения количества иждивенцев - на 50%.

В составе наименее обеспеченных слоев населения преобладают семьи, находящиеся в сложной житейской ситуации, ограниченно трудоспособные или временно незанятые. Из нихоколо половины - многодетные семьи, почти столько же —«чистые» семьи пенсионеров и молодые семьи, не пользующиеся поддержкой родителей. Профессионально преобладают работники малоквалифицированного труда, но по мере углубления рыночных отношений этот слой будет пополняться и специалистами с более высоким, включая высшее, образованием, вероятно, осложнит положение низко доходных групп и присущая переходному периоду к рыночной экономике безработица. Во всяком случае, трудности с трудоустройством молодежи, увеличение доли старших возрастных групп, тенденция к первоочередному высвобождению лиц пенсионного возраста из производства, несомненно, будут действовать в направлении увеличения иждивенческой нагрузки, а многодетность, как и сегодня, останется основным фактором малообеспеченности.

Важно отметить, что функции государства по защите названных групп населения не должны не сводится только к материальному содержанию, то есть преимущественно к пассивным формам защиты. Они должны быть значительно шире и направлены на подержание социального статуса малообеспеченных и нетрудоспособных членов общества как личностей в условиях сохранения их нормальных социальных связей и отношений. Реализация этих функций требует развития таких форм социальной помощи, которые позволяют людям, ставшим нетрудоспособным, попавшим в сложные житейские ситуации, адаптироваться в социальном и культурном развитии общества наравне с другими его членами в меру своих возможностей.