Социальная поддержка детей с с ограниченными возможностями здоровья и их семей

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основывается на нормах международного и российского законодательства.

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права.

Права детей с ОВЗ закреплены в:

- Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);

- Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);

- Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);

- Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);

- Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года);

- Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);

- Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей с ОВЗ и их семей. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:

- Семейном кодексе Российской Федерации;

- Трудовом кодексе Российской Федерации;

- Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 17.12.2009 N 313-ФЗ);

- Федеральном законе от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"(в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

- Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 17 декабря 2009 г.);

- Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ) и других.

Особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010), определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной поддержки детей с ОВЗ и их семей.

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ОВЗ в соответствии с федеральным законодательством отнесена к ведению и полномочиям Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета. Но и Республика Карелия не остается в стороне от решения данной проблемы. В республике принята и реализуется региональная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия». Среди основных мероприятий, предусмотренных программой, - оборудование рабочих мест, содействие профессиональному обучению инвалидов, устройство пандусов, переоборудование лифтов в наиболее часто посещаемых учреждениях, звуковых сигналов на светофорах, приобретение технических средств, позволяющих улучшить качество жизни инвалидов.

В Карелии принят закон о дополнительной социальной поддержке детей-инвалидов со сложной структурой нарушений: Закон Республики Карелия от 23 января 2008 года № 1168 – ЗРК «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях». Цель закона - создать условия для того, чтобы дети с ОВЗ, которые способны обучаться по стандартным общеобразовательным программам, могли посещать не специализированную школу-интернат, а обычную школу вместе с другими детьми.

На сегодняшний день дети с ОВЗ и их семьи согласно законодательству РФ и РК имеют следующие основные льготы и преимущества:

• бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;

• обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации (ИПР), разрабатываемыми Бюро МСЭ;

• бесплатный проезд на пригородном транспорте (обеспечивается при условии, что инвалид не отказался от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);

• бесплатное санаторно-курортное лечение;

• бесплатный проезда к месту лечения и обратно (предоставляется инвалидам, не отказавшимся от получения набора социальных услуг в пользу денежной компенсации);

• возможность приобретения ежемесячных именных социальных проездных билетов на проезд в общественном транспорте в границах населенных пунктов;

• лечение по медицинским показаниям за пределами территории Республики Карелия в медицинских учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Российской Федерации

• обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, продуктами, не содержащими фенилаланин;

• 50 % скидка на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) семьям, имеющим детей-инвалидов;

• обеспечение детей-инвалидов правом на получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования. Им предоставляются образовательные услуги в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах), обеспечивающих воспитание и обучение детей-инвалидов, их социальную адаптацию и интеграцию в общество; оказание комплексной психолого-медико-педагогической и социальной помощи семье и ребенку с согласия родителей (или их законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида.

• приём вне курса детей – инвалидов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального учреждения при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, если согласно заключению государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

• предоставление в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) одному из родителей (опекуну, попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, на основании письменного заявления 4 дополнительных выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленных федеральными законами;

• предоставление работникам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для работников время (Трудовой кодекс Российской Федерации ст. 263);

• ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. [19.c.46]

Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей с ОВЗ и их семей пока еще не нашёл своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей с ОВЗ и их семей. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

Таким образом, люди, призванные решать проблемы детей с ОВЗ в силу своих должностных обязанностей, общественность должны обратить внимание законодательных органов власти на необходимость дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей с ОВЗ и их семей, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства.