Социальная поддержка малообеспеченных слоев населения

Одной из важнейших задач государственного управления является обеспечение и соблюдение основных социальных прав граждан. Искусство управления государством состоит в поддержании логического баланса между властью и обществом, в умении адекватно реагировать на потребности граждан и обеспечивать защиту их интересов. Деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти государства оценивается именно с этих позиций и не должна противостоять обществу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей [59, 253], а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная поддержка населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Социальную поддержку следует рассматривать в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова - это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам. Определение узкого смысла социальной поддержки граждан потребует дополнительного анализа не только юридического, но и филологического аспекта данного явления.

В соответствии с п.4.9 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации закрепляется необходимость разработать и реализовать комплекс мер, направленных на социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями. Данный комплекс мер является одним из направлений социальной поддержки в указанном генеральном соглашении. Заметим, что соглашение не отражает, какие меры включает социальная поддержка. В силу этого можно высказать предположение о том, что социальная поддержка есть вид социальной защиты. Однако с целью более точного определения правовой природы социальной поддержки граждан необходимо ее подвергнуть более тщательному анализу. Реализация социальной поддержки граждан в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный Закон о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки.

Термин «социальная поддержка» появился еще в начале 90-х годов прошлого века. Принятие указа Президента РФ от 26 декабря 1991 года №328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» [4] позволило образовать республиканский и территориальный Фонды социальной поддержки населения. При этом в состав Республиканского фонда социальной поддержки населения, создаваемого при Министерстве социальной защиты населения РСФСР, был включен также Республиканский фонд поддержки семьи. Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения были образованы за счет средств от переоценки остатков продукции и товаров в связи с либерализацией цен, части доходов от приватизации государственного и муниципального имущества и акцизов, а также доходов от деятельности предприятий, фондов, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, граждан, иностранных юридических и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений, не противоречащих действующему законодательству. Действовавшая в то время комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации определяла порядок адресного направления гуманитарной помощи для распределения ее службами срочной социальной помощи среди регионов и граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Система социальной поддержки включала в себя несколько самостоятельных систем. Во-первых, систему предоставления натуральной помощи (товаропроводящая сеть, благотворительные столовые и т.п.). Во-вторых, систему территориальных служб срочной социальной помощи, созданных на базе отделений социальной помощи, на дому и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров. В-третьих, помещения для создания благотворительных столовых, специализированных магазинов, домов временного проживания, служб срочной социальной помощи и других учреждений социальной поддержки населения (помещения выделялись в первоочередном порядке на льготных условиях общественным организациям и частным лицам при проведении приватизации муниципальной собственности). В-четвертых, система обеспечения продовольственными ресурсами предприятий общественного питания на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях. Отсюда следует, что первоначально социальная поддержка включала в себя не только денежные и натуральные виды помощи, но и такие аспекты, как предоставление помещений для учреждений социальной поддержки.

Основными принципами социальной поддержки населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. [58,29] Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной поддержки населения сводятся к следующим:

 -    избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

 -    оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

 -    содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. [55, 316]

Таким образом, одним из элементов социальной поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Оказание государственной социальной поддержки осуществляется в следующих видах:

 -    денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

 -    натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). [60, 25]

Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). [74, 3]

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. [54, 114]

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

 -    пенсионное страхование;

 -    социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

 -    социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 -    медицинское страхование. [54, 34]

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы.

Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной поддержки населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной поддержки населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах. Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне:

 -    организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

 -    социальное обслуживание;

 -    медико-социальная экспертиза;

 -    реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

 -    социальная помощь семье и детям;

 -    подготовка законодательства по социальной защите населения;

 -    внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

 -    разработка положений по основам социальной политики;

 -    анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

 -    подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

 -    разработка социальных нормативов и т.д.. [55, 317]

Функции органов социальной поддержки населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

 -    обеспечение и решение производственно-экономических задач;

 -    плановую и финансово-экономическую деятельность;

 -    создание различных фондов социальной помощи;

 -    решение экономических проблем и др.. [55, 317]

Функции трудового коллектива:

 -    производственно-экономическая;

 -    политическая;

 -    управленческая;

 -    социальная;

 -    воспитательная. [55, 317]

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

 -    социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

 -    социальная реабилитация инвалидов;

 -    правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.. [59, 255]

В целом назначение системы социальной поддержки проявляется в ее общих функциях:

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. [54, 17]

Социальная поддержка населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В сущности, социальная поддержка граждан означает их обеспечение в результате каких-либо преимуществ этих граждан государства перед другими гражданами по определенным основаниям. В тоже время обеспечение может происходить либо самостоятельно гражданином, либо при помощи других лиц.

Таким образом, правовая природа социальной поддержки граждан заключается в соблюдении принципа солидарности граждан и поколений и основана на перераспределении части средств имущих в пользу малоимущих или неимущих слоев населения.