Социальная поддержка молодых семей на муниципальном уровне

Защита государством семьи, материнства и детства, провозглашённая в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, носит комплексный социально-экономический и правовой характер и осуществляется путём принятия государством самых разнообразных мер в данном направлении. Установление на конституционном уровне принципа государственной охраны, поддержки и защиты семьи означает, безусловно, правовую охрану, поддержку и защиту всех категорий семей, из которых состоит общество. А это значит, что данные положения напрямую касаются исследуемой категории - молодых семей.

Молодая семья – одна из самых незащищённых групп населения. Изучение особенностей социальной поддержки молодых семей на современном этапе является важным и актуальным на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном).

Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Одновременно – это социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др.

В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи утвержденной Министром образования и науки РФ А. А. Фурсенко от 8 мая 2007 г. дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья» - семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей. С января 2008 г. увеличен возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье с 30 до 35 лет.

Существуют различные типологии и классификации молодой семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по составу, по структуре, по качеству внутрисемейных отношений, по возрасту супругов, по типу партнерских отношений, по стажу совместной жизни и др. Демографическая типология молодых семей приведена в приложении А. Социально-экономическая типология молодых семей приведена в Таблице Б.1.

Таблица Б.1 – Социально-экономическая типология молодых семей

Классификационные признаки Типы молодых семей
По душевому доходу Малообеспеченные семьи (величина дохода – 1-1,5 прожиточного минимума)

Среднеобеспеченные семьи (верхняя граница – 2,5 ПМ)

Высокообеспеченные семьи (свыше 2,5 ПМ)

По функциональным ориентациям Молодая семья, ориентированная на функцию воспитания детей

Молодая семья, ориентированная на репродуктивную функцию

Молодая семья, ориентированная на культурные, духовные виды отдыха, получение психологической защиты, эмоциональной поддержки

Молодая семья, ориентированная на ведение единого хозяйства

Молодая семья, ориентированная на содержание и воспитание детей

Молодая семья, ориентированная на экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Молодая семья, ориентированная на удовлетворение сексуальных потребностей

Молодая семья, ориентированная на проведение совместного досуга

По типу партнерских отношений Эгалитарные (равноправные) семьи

Авторитарные (повиновение одного члена семьи другому)

По качеству внутрисемейных отношений Благополучные

Семьи социального риска (семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу)

Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и - молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной социальной политики и ее составных частей - молодежной, семейной и демографической политики.

Основными нормативными актами, закрепляющими права семьи в Российской Федерации, являются Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 10.12.1995 года № 195-ФЗ «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Указ Президента РФ от 14.05.1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», Письмо минобрнауки РФ от 08.05.2007 г. № АФ – 163/06 «О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи».

Основными нормативными актами, закрепляющими права семьи в Хабаровском крае являются постановление Правительства Хабаровского края от 13.05.2009 г. № 160-пр «Об утверждении Концепции реализации семейной политики в Хабаровском крае на период до 2015 года», постановление Правительства Хабаровского края от 10.08.2009 г. № 248-пр «О краевых комплексных мероприятиях «Основные направления развития семейной политики в Хабаровском крае на 2009-2010 годы», Закон Хабаровского края «Об основах молодежной политики в Хабаровском крае» от 24.12.1999 г. № 175.

В городском округе «Город Хабаровск» реализация молодежной и семейной политики закреплена следующими нормативными актами: постановление администрации города Хабаровска от 25.10.2010 г. № 3418 «Об утверждении ведомственных целевых программ по организации работы с детьми и молодежью на территории города Хабаровска на 2011-2013 годы», постановление администрации города Хабаровска от 18.10.2010 г. № 3332 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие существующей системы предоставления услуг в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет бюджета городского округа «Город Хабаровск» на 2011-2013 годы», постановление администрации города Хабаровска от 21.10.2010 г. № 3368 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми городского округа «Город Хабаровск» на 2011-2015 годы».

Правовую основу мероприятий, направленных на решение жилищных проблем молодых семей составляют постановление Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», Закон Хабаровского края от 29.11.2006 г. № 74 «О краевой целевой программе «Жилище» на 2007-2010 годы», распоряжение Мэра города Хабаровска от 18.07.2006 г. № 2141-р «О реализации городских целевых программ «Жилье для молодых семей на 2006-2009 годы» и «Социальная ипотека для жителей города Хабаровска на 2006-2017 годы». В 2011 году администрацией города Хабаровска разработана новая программа «Жилье для молодых семей на 2011-2015 годы». В Концепции государственной политики в отношении молодой семьи выделены два блока наиболее актуальных с точки зрения молодых семей проблем: социально-экономический и социально-психологический.

Проблемы молодых семей

Рисунок 1.1 – Проблемы молодых семей

В соответствии с рисунком 1.1, первый блок включает проблемы материальной обеспеченности, жилья и трудоустройства молодых супругов.

Основными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата супруга или супруги, стипендия супруга или супруги и финансовая помощь родителей. Несовершеннолетние юные матери целиком находятся на иждивении своих родителей. В основной массе молодая семья является низкодоходной, а многие находятся за чертой бедности.

Молодые люди, создавая семью, в первую очередь сталкиваются кроме материальных еще и с жилищными проблемами. В зависимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной независимости каждого из супругов, возможно несколько вариантов проживания молодой семьи: молодожены проживают совместно с родителями одного из супругов; молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.

Проблема трудоустройства. Женщины с маленькими детьми, как правило, получают отказ в трудоустройстве. Работодатели отказывают и вчерашним выпускникам вузов, не имеющим опыта работы. Невостребованность молодого специалиста на рынке труда, либо низкая зарплата ввиду отсутствия должного опыта работы способствуют ухудшению материального положения молодых семей и снижению жизненного уровня населения страны в целом.

Ко второму блоку относятся проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам. К наиболее конфликтным сферам семейных отношений относятся: сфера ближайшего окружения супруга или супруги (родители, друзья, коллеги по работе), сфера ведения домашнего хозяйства и распределения домашних обязанностей и сфера расходования материальных средств. Также молодые супруги испытывают взаимное недовольство, связанное с недостатком внимания, дефицитом близости и доверительности – с распределением супружеских ролей.

К основным факторам, влияющим на семейное неблагополучие и современное состояние молодой семьи в России можно отнести низкий уровень доходов семьи; отсутствие жилья; увеличение риска бедности с рождением детей; низкая результативность государственных организационно-экономических и правовых механизмов обеспечения социальной защиты семьи с детьми; деструктивное влияние СМИ; неподготовленность молодых людей к семейной жизни; незнание ее нравственных и психологических основ; неумение разрешать конфликты; эгоизм.

Молодая семья – одна из самых незащищённых групп населения. В рамках мониторинга положения молодой семьи в России на вопрос «Считаете ли вы свою семью социально защищенной?», только 8,5% опрошенных посчитали, что в полной мере социально защищены. В соответствии с рисунком 1.2 молодые семьи нуждаются в той или иной степени в социальной поддержке со стороны государства.


Считаете ли вы свою семью социально защищенной

Рисунок 1.2 - «Считаете ли вы свою семью социально защищенной?»

Социальная поддержка представляет собой действия общества и представителей общественных институтов, нацеленные на содействие удовлетворению значимых потребностей людей, относящихся к наиболее уязвимым и незащищенным слоям населения.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Региональные комитеты по делам молодежи и отделы по делам молодежи в городах и районах проводят работу по социальной поддержке молодым семьям через систему учреждений социального обслуживания молодежи.

Учреждения социального обслуживания молодежи представляют собой учреждения, создаваемые в целях осуществления мер, по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, оздоровительных, образовательных, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению их занятости и созданию условий для удовлетворения общественных потребностей, физического, духовного и нравственного развития молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

 -    центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

 -    центр социальной помощи семье и детям;

 -    социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

 -    социальная гостиница;

 -    социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

 -    центр психолого-педагогической помощи;

 -    центр экстренной психологической помощи по телефону;

 -    дом милосердия;

 -    реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:

 -    центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

 -    дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

 -    общежития для лиц с ограниченными возможностями.

К основным видам деятельности учреждений социального обслуживания могут относиться:

 -    социально-профилактическая;

 -    социально-реабилитационная;

 -    производственно-трудовая;

 -    социально-бытовая;

 -    спортивно-оздоровительная;

 -    культурно-массовая;

 -    информационная;

 -    консультационная;

 -    иные виды деятельности по оказанию социальной помощи и социальных услуг, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству.