Социальная поддержка семей с детьми в США

Организация социальной поддержки семьи является неотъемлемой частью социальной политики современного государства. В большинстве развитых стран социальная защита основана на принципах солидарности и совместного участия граждан в ее финансировании, главным образом через уплату налогов. Она включает систему социальных гарантий, в числе которых семейные пособия и другие виды поддержки семей в таких жизненных ситуациях, как рождение и воспитание детей, потеря работы или трудоспособности главой семьи, отсутствие одного из родителей.

В отличие от других развитых стран, в Соединенных Штатах Америки социальная политика строится на том, что основная ответственность за личное благополучие гражданина лежит на нем самом. Только тот, кто не в состоянии прокормить себя и свою семью, может рассчитывать на поддержку государства, общины или этнической группы. Государство берет на себя помощь лишь отдельным, наиболее уязвимым, категориям населения, оказавшимся в крайней нужде. Такой подход к социальной политике в известной степени обусловлен национальными особенностями страны, в их числе: огромные размеры и федеративное устройство; пестрый этнический и расовый состав; индивидуализм как национальная черта характера.

Для США характерна большая роль, которую в помощи семьям с детьми играют благотворительные организации, частный бизнес и церковь. Они оказывают финансовую поддержку и берут на себя уход за маленькими детьми, а также психологическую поддержку родителям и детям в трудных ситуациях, содействуют в получении образования и т.д. Многочисленные волонтеры оказывают услуги безвозмездно [17].

В США нет единой системы социальной поддержки семей с детьми. Там существует множество крупных и мелких программ адресной социальной помощи, действующих в масштабах всей страны, штатов и общин. Задача этих программ – полностью или частично восполнить недостаток средств на удовлетворение минимально необходимых потребностей семей. Условия предоставления помощи:

доход ниже определенного уровня;

отсутствие или безработица одного из родителей.

Помощь оказывается в денежной форме (пособия и налоговые льготы) и натуральной (услуги и товары). Приоритет отдается натуральным видам помощи, чтобы избежать использования пособий не по прямому назначению.

Критерием для определения нуждаемости являются показатели черты бедности для различных категорий населения, которые ежегодно публикует Бюро переписи США. При этом учитывается размер и состав семьи, этническая принадлежность, место проживания, род занятий и источники доходов, образование, жилищные условия и т.д.

Программы социальной помощи, в которые включены семьи с детьми, группируются по следующим направлениям:

Программы поддержания доходов:

Временная помощь нуждающимся семьям (ВПНС), заменившая в 1996 г. помощь семьям с детьми на иждивении (ПСД). Охваченные этой программой семьи с детьми автоматически получают право на получение других видов социальной помощи без проверки доходов.

Налоговые льготы.

Продовольственная помощь:

продовольственные талоны;

бесплатные и льготные школьные обеды и завтраки;

специальное дополнительное питание для женщин с детьми до 5 лет;

питание детей в дневных детских центрах.

Медицинская помощь и медицинское обслуживание:

медикейд;

государственное медицинское страхование детей (ГМСД);

центры медицинского обслуживания.

Жилищная помощь:

строительство социального жилья для бедных;

субсидии на приобретение и строительство собственного жилья;

субсидии на аренду и отопление жилища.

Образовательные программы:

содействие в получении образования и профессиональной подготовки;

хэдстарт.

Социальные услуги:

обеспечение ухода за детьми учащихся и работающих получателей (ВПНС-ПСД);

содействие усыновлению детей и помощь приемным семьям;

помощь сбежавшим из дома и беспризорным детям;

юридическая и психологическая помощь подросткам;

помощь детям – жертвам преступлений и семейного насилия;

розыск отцов, уклоняющихся от уплаты алиментов.

Существует также ряд программ, предназначенных для поддержки коренных народностей на территории США.

Нуждающиеся семьи с детьми, и прежде всего семьи с одним работающим родителем, являются основными получателями социальной помощи наряду с пенсионерами и инвалидами. Многие из них включены одновременно в несколько социальных программ, что, однако, не всегда позволяет им вырваться из бедности. Кроме того, остается еще значительная часть нуждающихся семей, не подпадающих под действие этих программ – это полные семьи с детьми, в которых родители имеют низкие доходы.

Изменение структуры расходов на помощь семьям с детьми представлено в таблице [10].

Таблица 1 – Изменение структуры расходов на помощь семьям с детьми

Расходы %
2000 (ПСД) 2010 (ВПНС)
Денежные пособия 73,1 41,0
Содействие занятости 3,8 10,7
Транспортные расходы 0 4,3
Уход за детьми 4,3 13,8
Административные расходы 9,4 10,3
Другие пособия и услуги 9,4 21,9
Итого 100,0 100,0

Реформа социальной помощи не привела к улучшению положения бедных семей с детьми и сокращению бедности, вызвав резкую критику со стороны многих специалистов и общественности. Федеральные власти переложили ответственность за выполнение социальных программ на штаты, сведя свою роль к выделению блоковых грантов. Фиксирование суммы блоковых грантов не учитывает цикличности экономического развития – в период рецессии число нуждающихся возрастает, требуются дополнительные расходы на помощь. И теперь их должны покрывать штаты из своих средств.

Таким образом, несмотря на большое количество программ, различными видами социальной поддержки охвачена лишь часть американских семей [12].