Социальная политика в Российской Федерации

Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [12, с.167].

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

-     на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

-     на жилище;

-     на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других источников;

-     на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;

-     на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям.

Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть?» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал?» (система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь?» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Механизмы реализации социальной политики

Приобретение государством социальных функций изменило всю его функциональную структуру. Социальные функции стали доминирующими, постоянно возникают новые функциональные системы социальной направленности, количество социальных функций увеличивается, и они существенным образом преобразуют правовые, властные и экономические характеристики государства.

В настоящее время содержание социальной политики определяется следующими укрупненными социальными направлениями:

-    политика занятости и социально-трудовых отношений, создание условий для достойного труда;

-    политика регулирования доходов;

-    политика воспроизводства населения;

-    политика развития сферы социальных услуг;

-    региональная социальная политика;

-    социальная защита и поддержка.

В современном обществе сформировалась институциональная структура социальной политики, основными звеньями которой являются:

-    система социальных гарантий (минимальные социальные стандарты);

-    система социальной помощи;

-    система социального страхования.

Система социальных гарантий предполагает предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности, а распределение благ происходит по потребностям. Гарантии социальной защиты граждан берет на себя государство.

Система социальной помощи действует исходя из принципа социальной заботы общества о своих социально уязвимых членах и социальной благотворительности. Она предусматривает унифицированные подходы к определению различных групп населения и предоставление им социальной помощи. Особое место в институциональной структуре социальной политики занимает частная система социальной помощи и социального страхования, которая базируется на принципе личной ответственности.

Система социального страхования предполагает для всех граждан обязательство уплаты страховых взносов и пропорциональную взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ. Система социального страхования строится на принципе общественной солидарности и ответственности государства за своих граждан. Поэтому как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность различных форм и методов формирования целевых фондов денежных средств для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении страховых случаев. Основными видами социального страхования являются:

- страхование потери трудоспособности (по старости и по инвалидности в результате общих заболеваний и от несчастных случаев в быту и на транспорте);

- страхование от несчастных случаев на производстве, которое предусматривает страхование временной и постоянной утраты трудоспособности;

- страхование на случай безработицы;

- медицинское страхование (страхование затрат на предоставление медицинской помощи).

Сложившаяся в современной России в условиях рыночных преобразований высокая степень дифференциации доходов[1] населения создает предпосылки для организации добровольного страхования. Страхователями могут выступать как работодатели, так и сами работники. Вопрос о добровольном страховании должен решаться в каждом конкретном случае с помощью коллективных договоров или индивидуально.

По своему содержанию социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но и услуги по лечению, реабилитации и профилактике. Поскольку система социального страхования распространяется в основном на занятое население, система социальной защиты должна предусматривать важный компонент – различные виды услуг и выплат, которые предоставляются населению в рамках системы социальной помощи. В совокупности эти две формы социальной защиты населения и позволяют государству выполнять свою социальную функцию.

В отечественной экономической литературе часто используется понятие «социальная защита населения». В расширенной трактовке этот термин предполагает возможность обозначения им всех вышеописанных элементов социальной политики.

Деление социальной защиты на социальное страхование и социальную помощь обусловлено различием в источниках финансирования. Социальное страхование – это страховые взносы нанимателей и трудящихся, а социальная помощь – это ресурсы, аккумулируемые в бюджетную систему в основном за счет налогообложения.

Возрастающий объем ресурсов, направляемых на покрытие социальных расходов, делает актуальной проблему их эффективного использования, что предполагает подходы с позиций как макроэкономического, так и микроэкономического анализа. Макроэкономический подход включает анализ распределения ресурсов на покрытие общественных социальных расходов, микроанализ предполагает оценку механизмов формирования и структуры семейного бюджета, поскольку существует тесная зависимость между расходами семьи на приобретение социально значимых благ и статьями государственного бюджета на соответствующие виды расходов.

Субсидии в бюджетном процессе занимают очень важное место, так как составляют значительную часть государственных расходов, корректируя дефицит ресурсов со стороны предложения, а налоги, в свою очередь, корректируют дефицит ресурсов со стороны спроса. При субсидировании потребителей рассматривается индивидуальная функция полезности, поэтому субсидии могут представляться в денежной и натуральной форме. Натуральная форма субсидий исключает возможность их использования не по назначению, а денежные выплаты дают возможность их получателям маневра и более рационального использования ресурсов.

Социальная политика нашей страны предусматривает разнообразные формы социального обеспечения и защиты населения, что способствует более обширному их распределению и потреблению в обществе, увеличивает число граждан, кому становится доступна социальная помощь. Однако такой подход сильно усложняют саму деятельность по предоставлению социальной помощи, а так как система управления еще активно использует бумажные носители, информации весь процесс превращается в «бумажную волокиту» и стояние в очередях.