Социальная политика как приоритет государственной политики

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика».

Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.

Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.

Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было, это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта.

Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права, социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Экономическое и социальное развитие общества взаимосвязано и взаимообусловлено. С одной стороны, в экономике закладывается фундамент решения социальных задач. С другой стороны, социальные факторы играют значительную роль в экономическом развитии и научно-техническом прогрессе. Активная социальная политика - важнейшая предпосылка повышения эффективности производства.

При всей очевидной взаимосвязи экономических и социальных процессов, конечной и основной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения, его благосостояния. Исходная составляющая в государственной политике - это социальная политика.

История свидетельствует о том, что прогресс в обществе достигался только тогда, когда эффективная экономическая политика сочеталась с действенной социальной политикой и социальной защитой населения. Это было воспринято капитализмом, который опытом десятилетий был подведен к тому, что выжить он сможет лишь, позаимствовав идеи и принципы социальной защищенности у стран социализма, особенно у СССР.

Независимо от общественного строя, любое государство определяет социальную стратегию, социальные приоритеты в тот или иной период развития страны. Поэтому сейчас в мире широко распространены понятия «социальная рыночная экономика», «социально-ориентированная рыночная экономика», «социальное государство», «социальная безопасность» и др.

В современном либерально-демократическом мире многие страны объявили себя (и юридически закрепили в основных законах) социальным государством.

Социальное государство стремится осуществлять гуманную социальную политику: заботиться о трудоустройстве рабочих ресурсов, правах человека, создавать доступные системы здравоохранения и образования, развитую систему социальной поддержки малоимущих слоев населения, бороться с бедностью, преступностью, предупреждать социальные конфликты.

Государственная социальная политика - одно из основных направлений внутренней политики государства. Важнейшей задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

-  предоставление государственных гарантий для предотвращения или амортизации последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;

-  перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

- регулирование образа жизни (налогами, средствами, благотворительность).

Государственные службы статистики и демографии, здравоохранения, социального обеспечения, пропаганды спорта и т.д. являются специализированными органами, осуществляющими дифференцированные направления социальной политики, и предоставляющими Правительству информацию относительно ситуаций в соответствующих сферах общественной жизни (образ жизни, его уровень и качество и др.). В современных условиях в мировой практике принято, что государство заказывает научный анализ социального положения и разработку приоритетных направлений в подготовке социально направленных мероприятий, оценке объема финансирования социальных мероприятий, обеспечения коллективами специалистов, среди которых ключевые позиции имеют ученые: политологи, философы, демографы и др.

При разработке социальной политики встает вопрос о социальных приоритетах или социальных задачах, которые признаются обществом на конкретном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. Этот выбор протекает на фоне и под давлением политической борьбы за гражданские права, за удовлетворение социальных нужд и требований.