Социальная помощь адептам религиозных организаций деструктивной направленности

Религиозная ситуация в России пестрая. Ряд религиозных объединений имеет на территории республик и областей свои всероссийские базы, некоторые действуют через свои «дочерние» общественные организации, увеличивается количество мелких оккультных групп. Многие из этих организаций можно квалифицировать как деструктивные, например, Свидетелей Иеговы, мунитов, мормонов, сайентологов, неохаризматические «церкви». Все эти организации заявляют, что действуют в рамках Закона о свободе совести и религиозных объединениях или Закона об общественных объединениях, однако проверка их деятельности на соответствие этим законам происходит крайне редко и неэффективно. Учет пострадавших от деятельности деструктивных религиозных организаций не проводится вовсе, и помощь этим людям никак не регламентируется. Оказывается она немногими специалистами в рамках своего понимания проблемы. Как правило, родственники адептов сект обращаются к помощи Церкви, когда все иные возможные способы воздействия уже исчерпаны.

Существуют специальные программы помощи адептам сект. Сотрудники данных программ – это священники, психологи, выпускники епархиальных миссионерских курсов. Ведет программу назначенный ответственный миссионер. Всего 3-4 человека. При необходимости подключаются приглашенные специалисты.

Данные программы включают в себя три основных этапа.

Первый этап: первичная беседа с родственниками адепта.

Первичный разговор очень важен: надо понять, почему член этой семьи ушел в секту. Родственники заполняют анкету, в которой отражается их версия попадания пострадавшего в секту, какие изменения произошли у адепта, какую помощь желают получить. Предлагается заполнить Вопросник сбора информации о пострадавшем, и обсуждается возможность прихода адепта на консультацию.

Учитывая психологическое состояние родных, проводится психокоррекционная работа: даются советы по стратегии и тактике поведения, по сохранению семейных отношений, рекомендуется необходимая литература. При наличии доброй воли родственников, разговор может зайти о Боге, о вере, о практике церковной жизни и молитве за пострадавшего.

В результате беседы может возникнуть необходимость медицинской или юридической помощи. Медицинскую помощь предлагается получить по месту жительства. Юридическая помощь оказывается православными юристами – выпускниками миссионерских курсов.

Второй этап: Консультация адепта.

Проводит консультацию профессиональный психолог. Задача родных – привести адепта на консультацию, а консультанта – провести беседу, подготавливая почву для следующих встреч. Во время психокоррекционной работы с адептом следует выяснить его проблемы и постараться помочь решить их, так как зачастую причина попадания в секту связана не с религиозной дезориентацией, а с личными проблемами человека, которые он не захотел или не смог решить сам.

Помня о христоцентричности и целостности консультирования, можно и нужно дозированно давать информацию, которую последователь деструктивной организации не знает или знает искаженно, и, не осуждая его выбор, сравнивать учение секты с Православием.

Если удается мотивировать адепта на дальнейшие встречи, консультант шаг за шагом пытается восстановить его рефлексию, критичность восприятия действительности, дать позитивный взгляд на историю и вероучение Церкви. Данная Богом человеку свобода выбора не может быть нарушена. По своему выбору, пусть и обманом, человек вошел в секту, и только по своему желанию он оттуда уйдет.

Изменение сложившейся религиозно-психологической доминанты сопровождается у адепта внутренним сопротивлением. Надо дать ему время переосмыслить свои действия. Для этого в союзники берутся родные, учителя, друзья – все, кто заинтересован в возвращении человека из секты.

На этом этапе используется апологетическая литература, аудио и видеоматериалы, информационно-методическая база отдела. Предлагается беседа со священником, встречи с теми, кто уже вышел из сект.

Третий этап: Реабилитационный период.

Реабилитационный период длится обычно два-три года. Человек, принимающий решение уйти из секты, нуждается в поддержке, ему некомфортно одному, он привык быть все время в непрерывном общении, медитации, «служении» и тому подобное, так как в секте не оставляют адепта наедине с собой. В первое время он может испытывать фобии, состояние возврата в секту, стремление спасти оставшихся в секте друзей.

Реабилитационная работа проводится в группе в виде совместных бесед, семинаров, просмотров видеоматериалов, когда все участвуют в обсуждении. Встречи проходят планово, один раз в две недели. Желательны индивидуальные контрольные периодические беседы с психологом и священником. Параллельно ведется работа по воцерковлению. Здесь, в идеале, должна быть задействована вся миссионерская община. Основной задачей реабилитационной работы является восстановление трезвого восприятия мира. Духовная реабилитация направлена не только на раскрытие вероучения Православия, но, в основном, на то, чтобы включить реабилитанта в благодатную жизнь церковной общины, подвести его к покаянию и возрождению в Таинствах Церкви.

Через два-три года при положительной мотивации происходит практическая реабилитация бывшего сектанта. Многие, повзрослев, социализируются, вступают в брак, обзаводятся детьми. Некоторые участвуют в консультационной работе, помогают новым реабилитантам на групповых занятиях.

Бывший адепт может посещать реабилитационную группу время от времени до тех пор, пока не почувствует себя свободным от прежней сектантской зависимости. Обычно этот срок равен времени пребывания адепта в секте. [8]

Таким образом, данная методика строится на процессе, обратном сценарию попадания в секту: размораживание, включение критичности мышления, возвращение к своей личности, но уже с переосмысленным опытом пребывания в секте.