Социальная работа как наука

В этом разделе рассмотрены позиции профессора В. И. Курбатова, А. Г. Гусляковой и других. В своих работах они описывают собственное понимание социальной работы как теории, науки и отвечают на вопрос, что привело к формированию социальной работы как научной дисциплины.

Представляется, что теория социальной работы- система деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы состоит из социальных и психологических теорий.

Как система научных знаний, социальная работа предполагает наличие двух качественно отличающихся, но неразрывно связанных и взаимодополняющих друг друга разделов: теоретический и практический.

Первый включает в себя методологические основы познания, законы, общий категориальный аппарат и другое.

Второй – сведения о практическом применении общих теоретических положений в практике социальной работы.

Как наука, социальная работа имеет собственный объект и предмет исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия для того, чтобы решить проблемы клиента возникающие под влиянием различных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории науки, является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая наука создавалась как результат настоятельной потребности в научно – теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношения между личностью и обществом на новом социально политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно – практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Социальная работа как наука находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики и других. В число ее проблем входят специфические исследования связанные с отношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а так же с ответственностью общества за адекватное развитие личности.

Изначально, социальная работа возникла как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, но, с течением времени, данная дисциплина все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Научное осмысление социальной работы в России начиналось с понимания важности такого социального феномена как благотворительность.

По словам Холостовой, теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях:

1)        Определяется место социальной работы как научной дисциплины среди таких наук, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология.

2)        Ведется поиск собственной теоретической постоянной социальной работы как специфического объекта исследования.

3)        Выявляется ее взаимосвязь с другими науками о человеке и обществе.

В теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При всем этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы. Сейчас развитие теории социальной работы в России идет в условиях постоянных дискуссий. Особо остро рассматривается ее место в системе социальных наук. В настоящее время теория социальной работы имеет все структурные признаки, которые дают возможность судить о ней как о полностью сформировавшейся, в научном плане, дисциплине: она имеет особый предмет исследования, объект исследования, закономерности, принадлежащие предмету исследования, специфические понятия, категории и методы деятельности.

С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и объекта, как частный случай социального управления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъект осуществляет данное воздействие.

Если обобщить все выше сказанной, то можно понять, что способствовать тому, чтобы каждый человек жил и развивался в соответствии со своей социальной природой, - является основной целью практики социальной работы, эта цель определяет и ее теоретическую основу как науке о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.

В отличие от конкретных социальных наук социальная работа рассматривает проблемы социального плана с точки зрения их особенных признаков. Социальная работа включает предварительный сбор информации, анализ объекта, выдвигает предположения, сопоставляет полученные факты, строит модели развития.

Теория социальной работы имеет тесную связь с другими науками: она используем психологические подходы в работе с клиентом, рассматривает историю благотворительности для описания истории социальной работы, использует в своей деятельности общефилософские подходы и другое.

Все это свидетельствует о том, что социальная работа носит междисциплинарный характер.

М. В. Фирсов также говорит о том, что основной социальной работы как науки, так же является междисциплинарные связи, общественная практика, а также теория познания.[1]

Основным этапом развития социальной работы в России, стал этап начавшийся с 1990-х годов. Это этап научного обоснования социальной работы. Основным толчком к этому послужили принятые в 1991 году постановления Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения.

Итак, социальная работа стала формироваться как система научного знания лишь после становления ее как практической деятельности и она является междисциплинарной наукой.