Социальная работа с молодёжью в России

Современная российская молодежь – это первое поколение, которое прошло процесс социализации в новой России. Общественные ценности и социальные практики молодежи сложились в принципиально иных условиях становления демократического государства, гражданского общества и рыночной экономики, формирование которых сопровождалось определенными социальными издержками. [40, стр. 1]

Молодежь обладает целым рядом преимуществ, которые позволяют рассматривать ее в качестве стратегического ресурса развития страны. В ряду наиболее значимых преимуществ: мобильность, активность, быстрая адаптация и творческий потенциал. В силу своих особенностей молодежь обладает уникальной возможностью активировать социокультурные и экономические механизмы интенсивного инновационного развития страны.

Эффективная государственная молодежная политика – один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении граждан от 14 до 25 лет.

Как указывает Рожнов Олег Александрович, заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации [40, стр. 3], сегодня молодежная политика в России является составной частью политики в области социально-экономического, культурного и национального развития страны. Она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для самореализации молодежи, выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в экономическом и социальном развитии России.

Важной особенностью формирования государственной молодежной политики является отказ от подхода к ней, как к средству, направленному преимущественно на создание каких-либо льгот для молодежи, по сравнению с другими социальными группами. Государственная молодежная политика формируется с учетом специфических интересов молодежи, но без неэффективного патернализма. Основой государственной молодежной политики является социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия государства в процессах социализации, создания условий для самореализации и позитивного включения в жизнь общества.

На современном этапе государственную молодежную политику следует рассматривать, прежде всего, как инструмент социально-экономического развития, обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан.

Министерство совместно с Федеральным агентством разработало проект документа «Статистические данные для оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации». Этим документом устанавливаются единые подходы к оценке молодежной политики, формируется система измерения эффективности молодежной политики, которая обеспечит возможности осуществления оперативного анализа и прогнозирования положения молодежи, а также выявления актуальных задач молодёжной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

В этом документе учитываются уровень занятости, здоровья, участия молодежи в бизнесе, оценка миграции молодых людей из региона, смертность, преступность, положение молодых семей, рождаемость, общественная активность. Планируется собирать информацию и делать «паспорт молодежной политики в регионе», а потом, обобщив все это делать «паспорт молодежной политики в Российской Федерации», как в отрасли. На фоне этих показателей важно видеть, как работает исполнительная власть в молодежной сфере в каждом регионе. Этим документом создаются единые подходы и критерии оценки реализации молодежной политики на территории всей Российской Федерации.

Кроме того, с 2006 возобновилась подготовка ежегодных докладов о положении молодежи в Российской Федерации, данные для которых собираются социологическими методами. С помощью Паспорта и этих докладов получается полная картина о молодежи – оперируя официальными (статистическими) данными и учитывая молодежное мнение о реализуемой в регионе молодежной политике.

Одним из основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня.

Всего на территории России органами по делам молодежи на сегодняшний день реализуется порядка 220 программ. [2, стр. 5] Среди них значительная часть – это программы по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, по трудоустройству молодежи. Реализуется программа по обеспечению жильем молодых семей.

Также реализуются программы по спорту, организации отдыха и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи, программы по поддержке талантливой молодежи, поддержки молодежных общественных организаций.

Реализация молодёжной политики предполагается за счет:

1)        Вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.

2)        Формирования целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, для инновационного развития России.

3)        Гражданского образования и патриотического воспитания молодежи, содействия формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

В 2005 году была разработана и осуществляется Стратегия Государственной молодежной политики (далее – Стратегия) [2, стр. 5], которая призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия рассчитана на десять лет и предполагает достижение своей цели к 2016 году.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и объективную ограниченность ресурсов, эффективная молодежная политика, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход, по мнению авторов Стратегии, будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.

В то же время мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что для любого общества характерно разделение населения по уровню доходов и потребностей. В результате, в обществе объективно формируются определенные группы:

1.  Граждан, отличающихся повышенными требованиями к стандарту жизни и обеспечения, проявлению своих гражданских и лидерских качеств, живущих в целом состоятельнее своих сограждан. Их доля в обществе не превышает 10 – 15%.

2.  Граждан, готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров и услуг. Доля таковых – 65 – 75% от населения. Как показывают российские исследования [31, стр. 29], именно для этой группы населения характерна заниженная оценка уровня своей жизни и возможностей роста.

3.  Граждан, стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации и живущих беднее своих сограждан. Доля таких людей составляет в среднем 15 – 20% от общей численности населения.

Каждая из этих групп состоит из разных категорий жителей, с определенным уровнем запросов и потребностей. Социальная политика эффективна только в том случае, если она действует в отношении каждой из названных групп адресно, в точном соответствии с их проблемами и потребностями, но реализует заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину.

В результате такой политики формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и граждан, которые позволяют сократить издержки, и в первую очередь, за счет привлечения граждан к решению собственных проблем.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России, государственная молодежная политика в Российской Федерации реализует три приоритета:

    ·   Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику;

    ·   Развитие инновационной активности молодежи;

    ·   Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами.

Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.

К настоящему времени накоплен большой арсенал средств и инструментов работы с молодежью. Стратегия рассматривает проектный подход в качестве основного в реализации государственной молодежной политики и определяет, в соответствии с тремя выделенными выше приоритетами, девять общенациональных проектов.

Общенациональный проект – это средство и инструмент непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных и общероссийских задач. Разработанные в соответствии с методологией настоящей Стратегии проекты, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всем молодым людям, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Предоставят молодежи выбор тех направлений деятельности, которые, более всего, соответствуют ее интересам. С другой стороны, делегируют молодому поколению права, полномочия и ответственность в решении приоритетных задач национального развития, откроют перед молодыми людьми всероссийские масштабы и перспективы развития и достижений.

Стратегия определяет цель и основные параметры каждого из проектов. Их специфическое содержание будет создано и реализовано самими молодыми людьми и организациями, их представляющими, на всей территории страны. Таким образом, каждый из проектов будет объединять проектную и инновационную деятельность тех организаций, негосударственных молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить лучшие варианты их реализации, обеспечивающие наиболее эффективное достижение цели.

Точные параметры каждого из проектов определяются Федеральной целевой программой, в которой будут сформулированы уточненные требования к процессуальным и результативным характеристикам каждого проекта, определены основные индикаторы и способы оценки их эффективности. Исполнителями общенациональных проектов выступят операторы, отобранные на конкурсной основе в соответствии с механизмами, предложенными в Стратегии.

Масштаб целей, приоритетов и мер реализации настоящей Стратегии предполагает, что государственная молодежная политика будет осуществляться преемственно и согласованно на территории всей страны, затрагивая большинство молодых жителей России в возрасте от 14 до 30 лет. Это требует создания сетевого механизма, который обеспечит реализацию мер государственной политики во всех субъектах Российской Федерации.