Социальная работа с молодёжью за рубежом

В мировой практике [10, стр. 34 – 40] существуют различные варианты создания такого механизма, которые условно можно сгруппировать по трем направлениям:

1)        Государственная система работы с молодежью.

Она предполагает создание государственных органов по работе с молодежью на всех уровнях управления страной вплоть до местного, единой государственной инфраструктуры учреждений и организаций для молодежи, сметного государственного финансирования этих органов и учреждений. Такая система реализована на Украине, в Беларуси и других странах. К преимуществам такого механизма реализации молодежной политики относятся: возможность обеспечения единства и целостности государственной политики на территории всей страны, формирование единого стандарта предоставляемых услуг и предложений для молодежи. Вместе с тем, такой механизм обладает всеми известными недостатками, которые присущи государственным централизованным системам, прежде всего высокой инерционностью и затратностью.

2)        Негосударственная сеть организации работы с молодежью.

Подобный механизм реализации молодежной политики создан в странах с рыночной экономикой и либеральной идеологией, таких как США или Великобритания. В этих странах велика роль самоорганизованных негосударственных объединений, которые традиционно несут ответственность перед обществом за реализацию молодежной политики, привлекая на эти цели значительные ресурсы из негосударственных источников. При этом государство, как один из возможных инвесторов, направляет ресурсы на решение тех проблем, которые в данный момент считает приоритетными, предоставляя гранты негосударственным организациям и их объединениям. Такая система обеспечивает оперативное и эффективное решение актуальных для государства проблем. Однако, применение такого механизма реализации государственной молодежной политики, возможно только в условиях существования развитых и самодостаточных институтов гражданского общества.

3) Общественно-государственная система интеграции ресурсов работы с молодежью.

Такой подход характерен для Германии. Он базируется на точном разделении функций воспитания и помощи молодежи между семьей и государством. Государство обеспечивает свою роль в воспитании молодежи посредством выплаты целевого пособия на воспитание детей в объемах, достаточных для реализации функций воспитания семьей. Эта выплата не зависит от материального положения семьи. При этом государство осуществляет контроль целевого использования семьей этих средств, оказывает помощь в воспитании семьям и молодежи, испытывающим проблемы. Формирует систему управления молодежной политикой в соответствии с федеральным законодательством о молодежи. Привлекает к реализации функций и задач государственной политики как государственные, так и негосударственные организации на условиях софинансирования и соблюдения требований профессионализма в работе с молодыми людьми. Применение подобного механизма реализации молодежной политики обеспечивает мобилизацию как государственных, так и общественных ресурсов для решения социально-значимых задач. К недостаткам подобной системы следует отнести необходимость сложной, комплексной регламентации процедур совместной деятельности и долгосрочного детального планирования, что часто приводит к потере актуальности запланированных действий.

Стратегия государственной молодежной политики, разработанная министерством образования и науки, предлагает использовать для реализации государственной молодежной политики механизмы, интегрирующие ресурсы государства и общества, доказавшие свою эффективность в мировой практике и наиболее приемлемые в условиях Российской Федерации. Соответственно, общенациональные проекты, а также комплекс мер по их обеспечению составят содержание федеральной целевой программы «Молодежь России». Общая методология их разработки, единство и прозрачность управления, ресурсного обеспечения, создадут необходимые условия для взаимного усиления проектов и достижения системного эффекта в России.

Спустя 6 лет мы видим, что основные положения Стратегии реализуются. Однако социальная поддержка молодёжи носит ярко выраженный патерналистический характер. Социальные услуги предоставляются по заявлению гражданина и направлены на минимальное удовлетворение витальных потребностей. Основное внимание государства уделяется детям, малообеспеченным многодетным семьям и пенсионерам. Социальные потребности молодежи (в частности учащейся) не отслеживаются; получить хоть какую-то статистическую информацию о социальном положении студенчества крайне сложно. Анализирую сайты вузов, можно сделать вывод, что социальная помощь оказывается следующим группам учащейся молодёжи:

    ·   сироты и оставшиеся без попечения родителей,

    ·   инвалиды,

    ·   жертвы Чернобыльского взрыва,

    ·   малоимущие,

    ·   матери-одиночки.

Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики. [10, стр. 67]

Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи.

Во-вторых, социал-демократическая, характерная для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.

Голландия считается одной из самых благополучных стран Западной Европы. И все же, несмотря на то, что уровень жизни в Голландии очень высок, здесь существуют проблемы подростковой и молодежной преступности, бродяжничества и вандализма. Правонарушения молодежи в этой стране связаны, в основном, с некоренным населением. К числу трудных подростков и молодых людей чаще всего относятся выходцы из Турции, Марокко, Антильских островов.

Условно работу по каждому проекту можно разделить на два этапа. Первый связан с диагностикой, которая включает в себя изучение ситуации, сложившейся вокруг подростка (положение в семье, школе, среде свободного времени) и изучение мотивационной сферы самого молодого человека (он сам определяет значимые для него проблемы, например, трудности взаимоотношений или профессионального самоопределения). Этот этап завершается составлением совместно с подростком и его семьей плана решения возникшей проблемы и заключением контракта между бюро и клиентом. Контракт предусматривает только моральную ответственность, он не имеет юридической силы.

Второй этап – движение по выработанному плану, который включает в себя прежде все психосоциальную помощь путем регулирования ситуации вокруг подростка. Параллельно ведется работа по развитию навыков и умений самого подростка. [1,70]

Социальная работа в американских профессиональных школах в начале 21 века – это своего рода метаинститут, который охватывает множества видов социальной помощи и профессиональной деятельности (педагогов, психологов, врачей, юристов), но ключевое место здесь принадлежит социальным работникам, которые во многом реализуют основные функции системы социального благосостояния.

Абстрагируясь от частностей, можно констатировать, что социальная работа с молодежью в США осуществляется через «Государственные и негосударственные программы поддержки молодежи», что трактуется весьма широко и распространяется на любой вид правительственной и благотворительной деятельности – от детально разработанного комплекса мероприятий до акта выделения из бюджета определенной суммы средств на финансирование отдельных мероприятий, имеющих весьма неопределенный характер.

Реализация государственных программ, как правило, лишь в самой общей форме контролируется правительством, а сами критерии весьма расплывчаты. Так, в качестве «критериев приемлемости» в большинстве программ предусматривается широко трактуемые «неблагоприятные экономические условия» и возрастные пределы, чаще всего возраст до 21 года.

Картина социальных услуг для студентов и преподавателей достаточно пёстрая: большое количество фрагментарных и узко специализированных видов помощи. По данным Американской ассоциации социальных работников, на начало 2002 года было зарегистрировано 1313 видов социальных услуг. Департамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи, оказываемые студентам, в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.

Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться. Помощь для поддержания жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях – для ремонта, переезда, на рождество.

Второй вид помощи – помощь в особых жизненных ситуациях – предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получить помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета.

С целью устранения имеющихся недостатков в работе с подростками в США созданы бюро социальных услуг молодежи. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемыми общинами с целью оказания помощи осужденным и не осужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой.

Мониторинг динамики социальной сферы в США социальным работником, общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи практически не осуществляется, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социальную работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные программы и подписанные контракты. [2, стр. 46]

По организационной структуре эти бюро различны, многие из них не предлагают собственных услуг. Они выступают в роли посредника и контролируют деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего. [10, стр. 80]

В отличие от США в Германии есть общенациональный Закон о помощи молодежи, который вышел в 1991 году, сменив старый закон 1962 года. В соответствии с этим законом помощь молодежи должна носить превентивный характер. Новый закон отменил воспитание исправительное как принудительное. Ведомствам по делам молодежи предписывалось создавать соответствующие и в достаточном количестве службы помощи детям и подросткам, которые должны быть дифференцированными и расположенными в месте проживания детей. В законе также отмечалось, что все виды помощи должны осуществляться только на добровольной основе, и при участии молодого человека в поиске подходящего для него предложения, например, места проживания.

Вот некоторые виды помощи детям и молодежи по Закону:

1. внешкольное обучение молодежи;

2. привлечение в спортивные организации;

3. стимуляция развития в дневное время;

4. педагогическая защита;

5. педагогическая консультация, социальная работа с группами

6. службы социально-педагогической помощи семье;

7. воспитание в интернатах в дополнение к семейному воспитанию или заменяющее его;

8. интенсивная социально-педагогическая помощь подростку и др.

Необходимо заметить, что в Германии очень сильны традиции социальной педагогики.

Термины «социальный работник» и «социальный педагог» там употребляются как тождественные.

Социально-педагогический подход предполагает, прежде всего, устранение факторов и условий, препятствующих социализации детей и подростков в ближайшем социуме.

Рассмотрим некоторые из перечисленных видов помощи.

Педагогическая защита направлена на уменьшение, снижение и устранение причин, ведущих к отклоняющемуся поведению. Она должна препятствовать доступу к наркотикам, повышенной готовности к насилию, безработице, социальной изоляции, недостаточной уверенности в себе, дефициту образования и отставанию в развитии. Педагогическая превентивная защита включает в себя также создание для детей и подростков условий отдыха, безопасности движения, охрану окружающей среды.

Деятельность педагогических консультаций, служб социально-педагогической помощи направлена на достижение основной цели: помочь семье в кризисной ситуации. Консультирование родителей и подростков осуществляется многопрофильной бригадой специалистов. Немецкие специалисты считают, что в этой работе важен открытый подход к подросткам (без формальностей), доверие, сохранение анонимности (без сообщения в органы власти).

Кроме индивидуальной консультационной помощи в процессе воспитания оказывается и социальная групповая помощь в детских учреждениях. Она нацелена на социальное обучение в группе. [10, стр. 77]

Из всего сказанного можно выделить то общее, что характеризует социальную работу с трудными подростками в разных странах:

1. работа имеет профилактическую направленность;

2. работа осуществляется по месту жительства подростков (в общине);

3. работа осуществляется на основе программ, которые направлены на определенную группу подростков;

4. работа осуществляется разными специалистами, координирующими свою деятельность;

5.  профессиональной базой, на которую опираются социальные работники, является разветвленная сеть социальных служб, расположенных в общине.

Однако, не возможно не отметить, что несмотря на то, что социальная помощь повсеместно стремиться к превентивным мерам, нигде не приводиться методика определения пограничного состояния. То есть того социального положения молодого человека, малейшее ухудшение которого делает его носителем социально неблагополучным.