Социальная работа с семьями в состоянии развода

В современной России социальная работа с семьями в состоянии развода строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих социально-правовой статус членов разводящейся семьи, устанавливающих их права и обязанности, а также порядок решения споров и проблем предоставления помощи нуждающимся.

Законодательство РФ направлено на создание оптимальных условий для защиты прав и интересов членов разводящейся семьи, в частности детей. В Конституции страны сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства; закреплены гарантии жизнеобеспечения детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д. Определено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей [12, ст. 38].

Наиболее полно права и детей и родителей в ситуации развода отражены в Семейном кодексе РФ. Отмечается, что ребенок имеет права: на жизнь и воспитание в семье; на совместное проживание с родителями, если это не противоречит его интересам; на заботу и воспитание родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства [19, с. 54]; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка [19, с. 55].

Семейный кодекс определяет и закрепляет имущественные права супругов и детей при разводе. При решении вопросов о разделе жилой площади, имущества, материальных ценностей суд принимает во внимание все обстоятельства дела, социальное положение обеих сторон, их состояние здоровья и т. д. Но в первую очередь суд защищает интересы несовершеннолетнего и учитывает жилищные условия того из родителей, кто будет воспитывать его после развода.

Документ упорядочивает права и обязанности родителей по отношению к их несовершеннолетним детям после расторжения брака на равноправной основе. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей; обеспечение интересов несовершеннолетних должно быть предметом их основной заботы [19, с. 65]. Родительские права прекращаются по достижении юными членами семьи 18 лет, а также при вступлении несовершеннолетних в брак [19, с. 61].

Семейный кодекс РФ устанавливает и порядок разрешения споров родителей о детях в ходе бракоразводного процесса. Предусматривается, что при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение соглашение о том, с кем будут проживать несовершеннолетние, о порядке выплаты средств на их содержание и о размере этих средств. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если установлено, что оно нарушает интересы детей, спор между родителями разрешается судом исходя из интересов юных членов семьи и с учетом их мнения. Суд обязан решать, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние после развода, а также с кого и в каких размерах будут взыскиваться алименты на их содержание [55, ст. 24]. Принцип равенства прав супругов в решении вопроса о месте жительства детей после развода в России, как и во многих странах мира, является определяющим. Суд должен учитывать привязанность ребенка к каждому из родителей, возраст ребенка и т. д. [55, ст. 65]. Иногда предусматривается выяснение точки зрения ребенка на происходящее (если ребенок достиг 10-летнего возраста) [55, ст. 57].

Отдельно проживающий родитель и его родственники имеют право на общение с ребенком, участие в его воспитании [19, с. 66]. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать его общению с другим родителем, если оно не причиняет вред физическому и психическому здоровью, нравственному развитию несовершеннолетнего. Родитель, проживающий отдельно, имеет право на получение информации о сыне или дочери из воспитательных, лечебных учреждений, органов социальной защиты населения. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке [19, с. 66]. В случае отказа одного из родителей от предоставления родственникам ребенка возможности общаться с ним органы опеки и попечительства могут обязать родителя не препятствовать этому общению. Если же последний не подчиняется этому решению, родственники или орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком.

Семейный кодекс закрепляет обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов (пособий), поступают в распоряжение воспитывающего родителя и расходуются им на содержание, воспитание и образование ребенка [19, с. 60]. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему пособий в связи с рождением и воспитанием детей, которая, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 171 3акона устанавливает ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое независимо от получения на ребенка алиментов и других социальных выплат, в размере 70% минимального размера оплаты труда. Право на него имеет один из родителей на каждого проживающего с ним ребенка до достижения последним возраста 16 лет [20, с. 37].

Для организации социальной работы с семьями в ситуации развода, значимы положения Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон устанавливает основные принципы предоставления временного приюта, реабилитационных услуг также организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, под которой подразумевается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно» [20, с. 38].

Несмотря на то, что в России ведется работа по обеспечению соответствия национального законодательства требованиям международно-правовых документов в области социально-правовой защиты в целом членов разводящейся семьи, в частности, нельзя не отметить, что правовой механизм, призванный защищать их интересы, несовершенен. Разведенные семьи по сравнению с другими категориями неполных семей в правовом отношении защищены недостаточно, в новых российских законодательных актах как и раньше, присутствует идея о «вине» разведенных в своих проблемах. Одной из проблем бракоразводного процесса остается и спор о детях. Судьи, занимающиеся гражданскими делами, не всегда принимают оптимальное решение по вопросу о том, с кем целесообразнее оставаться несовершеннолетнему после развода, так как «перегружены и часто не уделяют должного внимания досудебной подготовке бракоразводных процессов и относятся к их рассмотрению довольно поверхностно» [1, с. 45]. В результате суд в большинстве случаев отдает предпочтение матери.

В отличие от развитых зарубежных стран, где реально осуществляются меры, направленные на социальную реабилитацию и адаптацию членов семьи в подобной ситуации, обеспечение их социальной защищенности, в нашей стране недостаточно возможностей для минимизации негативных последствий разводов. Современная социальная политика в области брачно-семейных отношений часто не учитывает с должной последовательностью интересов членов семьи после расторжения брака. Более того в российском обществе нет четкого представления о характере, объеме и длительности поддержки, которую государство должно предоставить семьям и детям разведенных (разводящихся) родителей. [14, с. 73]

Проблемы влияния бракоразводного процесса на его участников на практике как правило недооцениваются, результаты передовых исследований внедряются слабо, рекомендации ведущих специалистов учитываются недостаточно. Создававшаяся в течение многих лет система профилактики разводов разрушается, в результате многие возможности для предотвращения распадов семей и их деструктивного влияния остаются неиспользованными. Напротив, во многих Российских СМИ в настоящее время в значительной степени утративших свою профилактическую функцию, пропагандируется «престижность разводов», о негативных же их последствиях общества, самих супругов, и, конечно же, для детей говорят мало. Кроме того в настоящее время в РФ отсутствует целостная, многофункциональная система подготовки молодежи к ее семейной жизни, что ведет к негативным последствиям [14, с. 74].

Клиентами социальных служб члены разводящейся семьи становятся как правило после распада семьи. Решением их проблем в России призваны заниматься различные учреждения, такие как органы ЗАГС, суды, местные органы социального обслуживания семьи и детей, кризисные центры, органы опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних, службы социально-правового и социально-психолого-педагогического консультирования.

Несмотря на то, что в России существует ряд учреждений, способных оказать содействие в решении проблем семьи в ситуации развода, основная часть их трудностей остается нерешенной. Материальная и натуральная помощь остро нуждающимся, психолого-педагогическая поддержка детей и их разведенных родителей, организация досуга и летнего отдыха несовершеннолетних – вот основные формы работы с рассматриваемой категорией нуждающихся в современной России. Но традиционные методы предупреждения и терапии травм развода у членов семьи не приносят желаемого эффекта. Новые же формы работы, успешно апробированные и используемые за рубежом, у нас укореняются с трудом [35, с. 69].

В политике социальной поддержки данной категории детей преобладающей является стратегия помощи малообеспеченным. При этом система оказания материальной помощи имеет существенные недостатки. Выплачиваемые государством компенсации на сегодня не являются гарантией стабильного экономического положения. Размер детских пособий минимален. В экстренных случаях семья разведенной матери не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице или пособие на детей. Доход же от алиментов как правило не способен покрыть всех расходов на содержание ребенка, растет и число разведенных матерей, которые вообще не получают алиментов. К тому же размер помощи со стороны родителя, ушедшего из семьи, часто зависит не от его платежеспособности, но и от позиции местных судей, судебных исполнителей, чиновников социальных служб, от его адвоката. В большинстве случаев родитель, воспитывающий ребенка после развода, сам заботится о взыскании средств с отсутствующего родителя, так как на практике специалисты социальных служб и судов часто не предпринимают ничего, даже если задержка алиментов — месяцы [35, с. 70].

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что развод – это действительно социальная проблема, явление, касающееся не только мужчины и женщины, а всего общества в целом. Спектр проблем, возникающих в период развода, очень широк и затрагивает множество процессов жизнедеятельности. На основании вышеизложенного мы можем рассматривать семью в состоянии развода - как объект социальной работы. А именно объект, который нуждается в помощи специалистов. Целью социальной работы с семьей в ситуации развода должно стать минимизация последствий бракоразводного процесса для каждого члена такой семьи. Обратившись к государственной политике, мы видим несовершенство организации социальной работы с семьей в ситуации развода. Более того, нет целостного подхода к организации деятельности социальной работы с такими семьями, она раздробленная и не урегулирована.