Социальная реабилитация инвалидов в психоневрологическом интернате

Основным направлением социальной защиты инвалидов является реабилитация. Всемирная Организация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции.

Сущностью социальной реабилитации является не только восстановление здоровья, но и создание возможностей для социального функционирования в обществе.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

По мнению Е. И. Холостовой [23], реабилитация – это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных реабилитационных мероприятий является интегрирование инвалидов с недостатком интеллектуального развития в общество.

Социальная реабилитация – это наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации [24]. Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения – с другой. Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции инвалидов в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.

Социальная реабилитация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе [23].

По мнению О. С. Андреевой [2], социальная реабилитация может рассматриваться как:

– комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности;

– процесс, направленный на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.

Существуют 3 уровня реабилитации:

1. Микроуровень (самого инвалида).

2. Мезоуровень (инвалид среди других).

3. Макроуровень (в рамках всего социума).

Этапы реабилитации:

1. Диагностика уровня развития, анализ имеющихся документов, беседы.

2. Разработка индивидуальных программ реабилитации.

3. Реализация реабилитационных мероприятий.

Как считает О. А. Богданова [3], социальная реабилитация осуществляется в двух самостоятельных направлениях:

а) приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития иных сфер жизни и т.д.)

б) приспособление инвалида к своему дефекту, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможно независимое социальное функционирование.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ею основных принципов, к которым относят:

адресность, непрерывность, этапность, доступность, комплексность, дифференцированность, последовательность, добровольность, гуманность, преемственность, конфиденциальность [13,14].

Социальная реабилитация инвалидов – это комплекс мер, которые направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса, развитие (формирование) социальных навыков и умений личного и общественного плана [11, 15].

Методы социальной реабилитации:

– информационно-консультационная беседа (универсальный метод);

– психологический тренинг;

– направленное наблюдение;

Методы социальной терапии: психотерапия, гарденотерапия, библиотерапия, арттерапия, иппотерапия, глинотерапия и пр. [2,24].

Социальная реабилитация в психоневрологическом интернате отличается своей спецификой, имеет свои цели и задачи, обусловленные особенностями психических заболеваний граждан, проживающих в учреждении.

Н. Ф. Дементьева [6] выделяет основные цели социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:

– создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);

– организация жизнедеятельности инвалидов;

– социальная адаптация и реабилитация инвалидов, поддержание и продление психической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

Направления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате:

– проведение социальной диагностики;

– организация занятости инвалидов;

– организация содержательного досуга;

– защита личностных и имущественных прав инвалидов;

– поддержание родственных связей и контактов;

– организация трудовой деятельности [6,8].

По мнению Э. В. Устиновой, социальная реабилитация включает в себя социально-бытовую адаптацию и социально-средовую ориентацию.

Социально-бытовая адаптация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов [24].

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают в себя:

– информирование и консультирование инвалида и его семьи;

– адаптационное обучение инвалида и его семьи;

– обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности, овладению социальными навыками;

– обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

– адаптация жилья инвалида к его потребностям.

Т. В. Зозуля [10], определяет, что социально-средовая ориентация – это система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.

Мероприятия по социально-средовой ориентации в себя включают:

– социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную психологическую и медико-психологическую помощь);

– обучение общению;

– обучение социальной независимости;

– обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом;

– оказание помощи в решении личных проблем;

– социальный патронаж семьи [17].

Социально-бытовая реабилитация включает в себя:

– социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания);

– социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения с целью обеспечения относительной независимости, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности);

– социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума);

– трудовая и профессиональная реабилитация – направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида;

– психолого-педагогическая реабилитация – направлена на адаптацию в окружающей среде, в обществе, достижение морально-психологического равновесия (практические занятия, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, психодиагностика) [10,17].

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет инвалидам преодолевать страх, формировать отношения к еще более слабому, корректировать гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать инвалидов в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Таким образом, социальная реабилитация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического общества, с третьей стороны – все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.