Социальное партнерство в решении проблем трудовой занятости инвалидов

Общее количество людей с инвалидностью можно разделить на три условные категории и, в зависимости от того, какого рода услуги им требуются для успешного трудоустройства:

1. Инвалиды, которым нужна только информационная помощь

2. Инвалиды, нуждающиеся в программах профессиональной и психологической подготовки

3. Инвалиды, нуждающиеся в системе поддержки в процессе трудоустройства и дальнейшей работы

К первой категории относятся инвалиды уже готовые к трудовой деятельности и нуждающиеся в информационных услугах. С такими инвалидами достаточно успешно работают государственные службы занятости населения, ведь они не требуют создания каких-либо специальных условий труда и для трудоустройства им нужен список вакансий, соответствующий их профессиональным навыкам и физическим возможностям. В большей степени в эту группу входят инвалиды 3 группы по общему заболеванию.

Второй пласт состоит из людей, не готовых на данный момент к трудоустройству, вследствие негативного социального опыта, который включает в себя и невозможность получения полноценного образования в среде своих сверстников, и отказы работодателей в приеме на работу из-за инвалидности. Таким людям требуется серьёзная психологическая поддержка и (или) профессиональное обучение. Для обеспечения возможности трудовой деятельности им требуется решение двух основных проблем: создание специальных условий труда и подготовка к процессу трудоустройства и дальнейшей работе, основным элементом которой является решение, уже упоминавшихся, личных психологических комплексов и развитие коммуникативных способностей.

В третий пласт входят люди с инвалидностью, для успешного трудоустройства которых необходима система поддержки, как непосредственно в процессе трудоустройства, так и на начальном этапе их дальнейшей работы. В эту категорию, например, входят люди с ментальной инвалидностью или с очень серьёзными и выраженными психологическими проблемами (в отдельных случаях сюда можно отнести людей с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха). Осуществлять подобную поддержку могут специально обученные специалисты, которых можно назвать наставниками или кураторами[7].

Эта группа инвалидов состоит из людей, чья трудовая деятельность может осуществляться только при обеспечении длительного обучения профессиональным, социальным и коммуникативным навыкам, причём не только в изолированных учебных условиях, но и в условиях реального трудового процесса на обычном предприятии, фирме. Обучение осуществляется специально-обученными специалистами, которые сопровождают инвалида во время работы (а в отдельных случаях и к месту работы и обратно до места жительства), помогают адаптироваться к выполнению возложенных на него служебных обязанностей и интегрироваться в трудовой коллектив. Такая помощь нужна, в основном, людям с ментальной инвалидностью или с серьёзными неврологическими заболеваниями.

Государственная служба занятости населения работает с потребностями только первого слоя людей с инвалидностью и с некоторым количеством инвалидов из второго слоя, так как в структуре деятельности службы занятости присутствуют психологи и курсы профессиональной подготовки. Только доступность и эффективность этих услуг для людей с инвалидностью является очень ограниченной. Нет специально подготовленных кадров и специальных отделов (служб) в системе службы занятости населения, которые должны заниматься трудоустройством людей с инвалидностью.

Результатом этого и является то незначительное количество инвалидов (если сравнивать с общим количеством людей с инвалидностью трудоспособного возраста), которые пользуются этими услугами вследствие сложной системы постановки их на учёт как безработных граждан (требуется сформированная карта Индивидуальной программы реабилитации) и общие результаты трудоустройства инвалидов в стране.

Во многом, поэтому реализуемые на данный момент в Российской Федерации программы по трудоустройству людей с инвалидностью нельзя признать эффективными. Свидетельством тому могут служить и количественные показатели и качественные. В государственную службу занятости населения обращается менее 15 % инвалидов трудоспособного возраста общего числа (хотя по официальным данным из них менее 10 % имеют работу) и из всего количества обратившихся людей с инвалидностью трудоустраивается только 1/3 часть. Нельзя не отметить и то, что подавляющее большинство как обратившихся, так и трудоустроенных граждан являются инвалидами II и III групп, и не имеют ярко выраженных физических или ментальных ограничений.

Причины относительно невысокого количества трудоустроенных инвалидов являются два основных фактора:

1. Отсутствие большого количества работодателей и соответственно вакансий, которые предоставляются инвалидам или на условиях равного доступа с соискателями без инвалидности (но, во всяком случае, без дискриминации и предубеждений) или на основе специальной политики в отношении подбора кадров. Последняя может заключаться в приоритетах использования труда людей с инвалидностью, создании условий доступности инфраструктуры и приобретении специального оборудования для обеспечения их эффективной работы, пересмотре параметров служебных обязанностей и графика работы с учетом их индивидуальных возможностей.

2. Отсутствие эффективных программ профориентации, психологической и профессиональной подготовки людей с инвалидностью к дальнейшему трудоустройству.

Решать обозначенные проблемы возможно только через создание специализированных структур, которые будут оказывать услуги людям с инвалидностью. В частности необходима организация, которая будет аккумулировать в себе все потоки информации о существующих предложениях со стороны работодателей и имеющихся трудовых ресурсах из числа людей с инвалидностью. Должен быть сформирован законченный цикл трудоустройства людей с инвалидностью, включающий в себя три программы:

- информационная поддержка в процессе трудоустройства;

- программа профессиональной и психологической подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства;

- программа персонального сопровождения в процессе работы (поддерживаемое трудоустройство), создание социальных предприятий.

Решение этих проблем эффективно на пути партнерства усилий региональных и местных органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций.

1). Информационная поддержка в процессе трудоустройства.

Создание специализированной организации содействия занятости инвалидов.

Для эффективной работы по трудоустройству людей с инвалидностью необходим штат специалистов, которые в рамках ежедневной работы будут соединять работодателей с их будущими сотрудниками. Такое агентство сможет сочетать комплексность всего спектра услуг для людей с инвалидностью и работодателей, с индивидуальностью подхода к созданию условий труда для конкретного человека в рамках определённой вакансии. Важной особенностью работы подобного Агентства должна стать как раз ориентация и на инвалидов, и на работодателей, когда его (Агентства) сотрудники выступают как связующее звено между ними.

2). Специализированные ярмарки вакансий.

Большинство инвалидов не имеют возможности пользоваться услугами Ярмарок вакансий на общем основании с гражданами без инвалидности. Прежде всего, представители работодателей на ярмарках не готовы рассматривать инвалидов как полноправных претендентов на выставленные вакансии, а организаторы, со своей стороны, подбирают места проведения и оказывают услуги без учёта их потребностей. То есть, подавляющее количество мероприятий проходит в архитектурно-недоступных местах для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и совершенно не предусмотрена инфраструктура предоставления информации для инвалидов по зрению и слуху. Именно поэтому возник вопрос о необходимости проведения специализированных ярмарок вакансий для людей с инвалидностью. Следует отметить, что подготовка и проведение всех ярмарок проходит в тесном взаимодействии региональных государственных служб занятости населения и общественных организаций инвалидов. Без участия общественных объединений инвалидов эти мероприятия не прошли бы на столь высоком уровне. Важным моментом для общественных объединений является и финансовая составляющая, так как в большинстве случаев они не имеют возможности оплачивать аренду помещения при проведении ярмарок вакансий и это предполагает обязательное сотрудничество в данном вопросе с государственными структурами.

Одним из условий успеха организации и проведения Ярмарок вакансий для инвалидов является чёткое распределение обязанностей между структурами Государственной службы занятости населения, социальной защиты населения и общественными объединениями инвалидов

2. Программа профессиональной и психологической подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, основным инструментами которой выступают:

- клуб, ищущих работу;

- профориентация;

- возможность участия в различных курсах профессионального образования (в зависимости от интересов и склонностей инвалида);

- индивидуальное сопровождение в процессе поиска работы.

Данная программа включает в себя компоненты психологической работы (в том числе за счет взаимной поддержки участников друг друга), обучение навыкам самостоятельного поиска работы и презентации себя перед работодателями, знания в области трудового законодательства. По окончанию данной программы обучения для всех желающих должен составляться индивидуальный план помощи в трудоустройстве. Он может включать в себя подбор подходящих вакансий, индивидуальное сопровождение в процессе поиска работы и начальном периоде трудоустройства, участие в стажировках, помощь различного рода специалистов и при необходимости профессиональное обучение.

3. Программа персонального сопровождения в процессе работы (поддерживаемое трудоустройство).

Поддерживаемое трудоустройство основано на том, что хорошие результаты могут быть достигнуты с помощью подбора подходящей работы, обучения и поддержки на рабочем месте. Поддержка может включать в себя следующие мероприятия:

- обучение и инструктирование работника непосредственно на рабочем месте;

- адаптация на рабочем месте;

- корректировка функциональных обязанностей;

- обучение ориентировке в городе и пользованию общественным транспортом;

- обучение социальным навыкам;

- помощь в решении возникающих проблем (с работодателем, с социальными и экспертными службами и пр.).

Люди с инвалидностью в зависимости от того, какого рода услуги им требуются для успешного трудоустройства, будут поэтапно участвовать в различных программах.

Решение проблемы трудоустройства людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями без участия общественных объединений невозможно. На данном этапе участие общественных объединений в решении проблемы трудовой занятости людей с инвалидностью развивается только с помощью федеральных и региональных грантовых конкурсов и в единичных случаях через систему социального заказа. Система социального заказа наиболее ярко представлена в целевых региональных программах по реабилитации инвалидов - в них значительное внимание уделяется взаимодействию с общественными объединениями инвалидов. Так, в комплексную целевую программу «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности » на 2007 – 2009 годы включены 17 общественных организаций.

Со стороны бизнеса проявлен большой интерес к созданию Совета работодателей по вопросам инвалидности. Значительная часть коммерческих структур в России дошла до необходимого уровня понимания существующих проблем, необходимости активизации собственных усилий, обобщения и обмена опытом среди разных компаний по трудоустройству людей с инвалидностью и адаптации услуг своего бизнеса для клиентов с инвалидностью. Для дальнейшей активизации и развития этого процесса нужны организации, которые выступят инициаторами вовлечения новых коммерческих структур в деятельность по решению социальных проблем инвалидности. Это возможно сделать через развитие и популяризацию деятельности подобных Советов, распространение информации об успешных историях трудовой деятельности людей с инвалидностью, важности рассмотрения их в качестве потребителей товаров и услуг.