Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних

Социальное партнерство, по мнению С. М. Кибардиной – это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства – учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций [28; 47].

Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних – это сегодня необходимое условие для формирования заказа на подготовку социально зрелой личности.

Основные цели системы социального партнерства:

      ·    совместная взаимовыгодная деятельность, направленная на реализацию развития и совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетними;

      ·    совместное участие в создании нормативно-правового обеспечения социального партнерства как одного из инструментов формирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних;

      ·    стимулирование инвестиций в развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетними.

Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, смогут своевременно реагировать на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации.

Партнерские отношения группы по делам несовершеннолетних открывают для образовательных учреждений дополнительный источник активности в предупреждении правонарушений несовершеннолетними.

Схема внешнего взаимодействия учреждения

Партнерские отношения группы по делам несовершеннолетних

Школа как социальный партнер в профилактике правонарушений несовершеннолетних выполняет ряд функций. Представителем образовательного учреждения является социальный педагог.

Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении. Проводит работу по выявлению:

-   учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;

-   несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;

-   учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;

-   принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

-   участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;

-   принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

-   проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;

-   участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

-   вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.

Специфика деятельности инспектора по делам несовершеннолетних заключается в следующем:

-   обеспечивает непосредственное руководство работой группы и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него задач и функций по организации работы и контроля за деятельностью отделения;

-   осуществляет взаимодействие с органами власти, заинтересованными органами и ведомствами, общественными объединениями и религиозными организациями, а также подразделениями ОВД по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

-   осуществляет подготовку аналитических материалов для информирования о состоянии правонарушений среди несовершеннолетних в органы государственной власти, а также предложений, вытекающих из анализа оперативной обстановки, по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

-   участвуют в разработке проектов межведомственных комплексных, целевых программ, планов;

-   анализирует состояние, структуру и динамику правонарушений несовершеннолетних. Систематически оценивает и контролирует состояние работы в данном направлении. Обеспечивает повышение эффективности принимаемых мер по предупреждению подростковой преступности, устранению выявленных недостатков;

-   отвечает за качественную подготовку необходимых материалов по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений несовершеннолетних на оперативных совещаниях при руководстве отдела;

-   организует и контролирует разработку планов основных организационных мероприятий отделения, ход их реализации. Вносит предложения в план работы отдела, оперативных совещаний, КМС;

-   осуществляет личное планирование;

-   организует планирование работы сотрудника группы. Оказывает помощь в решении служебных задач и реализации их должностных инструкций инспектора по делам несовершеннолетних;

-   организует контроль за выполнением нормативных документов, решений коллегий МВД, УВД, оперативных совещаний, планов основных организационных мероприятий УВД ОМ, ОДН;

-   организует и проводит работу по выявлению, распространению и внедрению в практику передового опыта;

-   организует проведение мероприятий антитеррористической направленности;

-   организует кадровое обеспечение деятельности отделения;

-   определяет должностные обязанности сотрудников отделения и их своевременную корректировку. Обеспечивает контроль за их выполнением;

-   осуществляет индивидуально-воспитательную работу с личным составом отделения;

-   обеспечивает в установленном порядке ведение служебной документации по направлению работы в отделении;

-   осуществляет прием граждан, рассматривает их обращения, сообщения государственных органов, общественных и иных организаций по вопросам, относящимся к компетенции ПДН, организует работу по их рассмотрению. Отвечает за своевременное и качественное их рассмотрение. Несет персональную ответственность за состояние учетно-регистрационной дисциплины, является членом ВПК;

-   в целях выявления упущений в деятельности по профилактике правонарушений, установления причин и условий, способствующих совершенствованию преступлений несовершеннолетними, организует в срок до 10 суток с момента вынесения постановления о привлечении подростка в качестве обвиняемого проведение соответствующих проверок по фактам повторных, групповых и особо тяжких преступлений;

-   обеспечивает в трехдневный срок с момента установления лица, совершившего преступление, направление спецсообщения о данном факте в горрайорган по месту его фактического проживания;

-   обеспечивает подъем личного состава по сигналу «объявлен сбор»;

-   обеспечивает соблюдение в помещении ОДН правил санитарии, пожарной безопасности;

-   организует и координирует участие подчиненных сотрудников в деятельности по созданию и функционированию многоуровневой системы профилактики правонарушений;

-   проводит в системе СБП занятия по изучению нормативных документов по УРД;

-   проводит служебные проверки по фактам нарушения учебно-регистрационной дисциплины, с принятием строгих мер дисциплинарной ответственности;

-   осуществляет контроль за соблюдением сроков рассмотрения материалов, обоснованность и законность принятых процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела подчиненными сотрудниками.

Связующим звеном между школой и группой по делам несовершеннолетних выступает школьный инспектор. Его специфика деятельности заключается в следующем:

-   участвует в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;

-   проводит индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и родителями или законными представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;

-   осуществляет меры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремисткой направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них;

-   участвует в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в зоне обслуживания;

-   проводит правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей, работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий;

-   осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях;

-   выявляет причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественных действий;

-   готовит материалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения учащихся в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

-   готовит материалы о помещении учащихся в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ст.22 ФЗ РФ 120-99г.;

-   взаимодействует в пределах своей компетентности с органами и учреждениями системы профилактики по вопросам индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями.

Сравнивая деятельность основных участников социального партнерства можно выделить идентичные виды деятельности:

-   выявляют учащихся образовательных учреждений, находящихся в социально опасном положении;

-   проводят индивидуально-профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и родителями или законными представителями названных учащихся, принимают меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;

-   взаимодействуют в пределах своей компетентности с органами и учреждениями системы профилактики по вопросам индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями;

-   выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественных действий;

-   вносят предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями;

-   принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

-   принимают участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Таким образом, эффективность системы профилактики преступлений в значительной мере зависит от ее организации. Формы организации профилактики реализуются главным образом на управляющем уровне деятельности. Они выступают в виде обезличенных категорий, подразумевающих разнообразные мероприятия по организации аналитической работы, создание системы сбора информации, рациональному использованию сил и средств в предупреждении преступности, расширению связи с общественностью. Формы осуществления профилактики предполагают исполняющий уровень деятельности. Они представляют собой конкретные категории, охватывающие различные соответствующие меры и мероприятия.