Социально-педагогическая деятельность в детском доме

В последние годы произошли кризисные изменения в структуре семейных связей, так многие родители не в состоянии обеспечить своим детям социально приемлемый уровень содержания. Брошенные дети – результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются.

Ребёнок, который растёт и воспитывается не в семье, - всегда нежелательное и противоестественное явление. Практически все воспитанники детских домов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжёлые первичные и вторичные последствия для развития личности.

В этой ситуации детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, её полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают психологическую и правовую защищённость воспитанников.

Социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нём. Её объектом, прежде всего, является социальная ситуация развития ребёнка. А предметом – процесс социального воспитания детей. Социально воспитание – забота общества и государства о своём прогрессе в лице созидательного развития младших поколений.

Социальное воспитание представляет собой систему целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, социальных макрогрупп в интересах согласования трудовой и познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека.

Задачи социального воспитания:

- направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе;

- необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути и в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия;

- конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека.

Основные принципы организации процесса социального воспитания:

- индивидуальная помощь в конфликтных и критических ситуациях в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении её жизненных отношений;

- групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально творческих начал личности;

- общественная защита прав каждого ребёнка и взрослого на достойную жизнь независимо от его физического и умственного развития, социального статуса;

- практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде;

- последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;

- организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности;

- обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социально культурном пространстве;

- обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самодеятельного общения в контактной группе;

- помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, личностную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих людей;

- реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.

При анализе труда социального педагога, целесообразно исходить из трёх базовых категорий психологии, имеющих для неё определяющее значение: деятельность, общение (социально-педагогическое взаимодействие) и личность.

Основой социально-педагогической деятельности является действие. Эта деятельность состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют её структуру:

1) мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов).

2)        исполнительное звено (реализация).

3)        контрольно-оценочное звено (результат).

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности социального педагога: исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности); планирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учёта обстоятельств); проектирование (осуществление деятельности исходя из её системного понимания).

На каждом этапе профессиональной деятельности социальным педагогом реализуются определённые функции:

- диагностическая, планирования, организаторская (1 этап);

- коммуникативная, побудительная, формирующая (2 этап);

- аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (3 этап);

Существует и другая классификация функций социального педагога:

1) образовательно-воспитательная - Он обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

2) диагностическая – Он изучает медико-психологические и возрастные особенности, способности человека. Вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

3) организаторская – Организует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе.

4) прогностическая – участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой.

5) предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая – учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социо-терапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.

6) организационно-коммуникативная – способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

7) охранно-защитная – использует арсенал имеющихся правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач [26, с. 34]. Соответственно, в этой деятельности определённую роль играет социальный педагог учреждения интернатного типа, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Цель социально-педагогической деятельности – социализация воспитанников. Эта цель может быть реализована путём выполнения различных задач.

В приведённой ниже таблице указаны задачи, функции деятельности, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме.

Работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме (таблица 1).

Таблица 1. Социально-педагогическая деятельность в детском доме

Задачи социального педагога Функции социально-педагогической деятельности Методы и формы организации деятельности
1. Определение статуса ребёнка диагностическая беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка
2. Составление индивидуальной программы развития воспитанника прогностическая анализ собранных данных о ребёнке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребёнка
3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребёнка коррекционно-реабилитационная наблюдение, игра, беседа, тренинги, упражнения, поощрения, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с социальными службами и учреждениями
4. Представление интересов ребёнка в правозащитных и административных органах посредническая и патронажная убеждение, беседа

Деятельность социального педагога начинается с определения социального статуса ребёнка. Путём изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнаёт ребёнка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребёнка до поступления его в детский дом, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется « диагноз социального заболевания» ребёнка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребёнка в детском доме происходит в коллективе.

Поэтому, наряду с изучением каждого ребёнка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом. Следующая задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанника т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая то, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации [21, с. 162-163 ].

Виды социально-педагогической деятельности в детском доме:

1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование

Цель: отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушения. Вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения.

- изучение особенностей социальной адаптации воспитанников. - выявление воспитанников группы социального риска. - изучение интересов, способностей и склонностей детей. - составление индивидуальных карт социального развития. - диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации, развития детей.

- диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками.

- диагностика отклонений в социальном поведении и их причин.

- диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.

2. Социально-профилактическая работа.

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей. Создание условий для полноценного личностного развития. - разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей. - создание благоприятного социально-психологического микроклимата.

- оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.

- работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению.

- психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.

-      программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, паразитический образ жизни, сексуальные перверсии).

-      программа профилактики межличностных конфликтов.

3.  Социальное воспитание.

Цель: активное воздействие на процесс социализации личности: позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.

-      программа развития житейских умений и навыков.

-      программа профориентации.

-      программа сексуального воспитания и подготовка к семейной жизни.

-      программа развития коммуникативных навыков и культуры общения.

-      программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость, аутизм).

-      программа психотерапии акцентуации характера.

-      программы коррекции образа «Я».

-      программы психогимнастики.

-      программы кризисной интервенции в критических ситуациях.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом – формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Сегодня в сфере воспитания используются далеко не все педагогические средства, в том числе и такие эффективные, как игра. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом влияния взрослого, когда он чувствует себя полноправным субъектом деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и сами решают их. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребёнком. Педагогическая теория игры раскрывает воспитательные возможности, выявляет условия и специфические приёмы руководства развитием личности в игровой деятельности. Их можно объединить в следующие группы:

-   изменение позиции личности в коллективе;

-   корректировка взаимоотношений в коллективной деятельности;

-   влияние на характер участия детей в деятельности;

Игровая коррекция межличностных отношений является групповой формой коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, развивающих и коррекционных целях.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с неадекватным поведением и с недостатками в развитии личности. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, сдержанности).

Коррекция – (исправление), определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. При характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков поведения или развития речь может идти о специальных педагогических приёмах, перестройке отдельных функций организма, формировании определённых личностных качеств.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности раскрыли психологи и психотерапевты С. А. Бодмаев, Г. В. Бурменская, О. А. Каробанова и др. В качестве рабочего определения коррекционно-педагогической деятельности они предложили следующий вариант: планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс реализуемый с группами детей имеющих незначительные отклонения в развитии и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для её формирования и развития, способствующий полной интеграции детей и подростков в социум.

Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий или фаз. Для детской группы так же характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс возникающий в ходе занятий по игровой коррекции проходит три этапа:

- ориентировочный;

- реконструктивный;

- закрепляющий.

На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика педагога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи:

1. Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы, требующих коррекции.

2. Создание у ребёнка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряжённость исчезают. Дети становятся более активными.

Тактика педагога наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать тёплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво предлагает детям поиграть в те или другие игры. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не оценивает детей. Используются следующие приёмы: невербальные средства общения, поощрение спонтанной активности ребёнка.

На втором этапе тактика ведущего принимает целенаправленный характер, используются специальные приёмы. Задача ведущего продемонстрировать ребёнку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное реагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний. Широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этом этапе коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребёнка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят, подчас, бурный и драматический характер. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувствами глубокой симпатии как ко взрослому, так и к партнёрам по игре.

На реконструктивном этапе тактика изменяется. Позиция педагога становится более активной. Приёмы интерпретации, отражения, демонстрации более адекватных способов поведения, внушение, создание ситуаций выбора, требующих от ребёнка определённого способа действий, использование специальных игр.

На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача социального педагога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребёнка. Тактика педагога подчинена внутренней динамике игрового процесса, её изменения соответствуют этапам коррекционного процесса. Это этап апробирования нового опыта. Ребёнок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всём поддерживает ребёнка, демонстрирует ему своё уважение.