Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия.

Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становиться не состоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества.

С такой семьей нужно вести уже реабилитационную работу. Большинству же семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Ведь общепризнанным является, что семья, первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека, - базисная основа первичной социализации личности. В процессе формирования личности, ее самосознания, семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более – многодетной. [20, с.178]

Естественно, работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями. Далее работа с конкретной семьей ведется с использованием «Социального паспорта семьи», куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр. [15, с. 98]

Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того, чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

В данной ситуации методом анкетирования, беседы и анализа сведений из официальных источников социальным педагогом выявляются следующие проблемы многодетных семей: низкая материальная обеспеченность, отсутствие доверительных отношений между членами семьи, проблемы с выплатами детских пособий, хронические заболевания членов семьи, эмоционально-напряженная атмосфера в семье, неуспеваемость школьников в учебе, плохая адаптация к среде сверстников (дети с 7 до 19 лет), неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще, незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей, полное отсутствие полового воспитания детей-подростков, неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями. [17, с.149]

Реальная помощь социального педагога этим многодетным семьям может быть следующей:

  ·  Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.

  ·  Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).

  ·  Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.

  ·  Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.

  ·  Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.

  ·  Правовое просвещение в многодетных семьях.

  ·  Консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков.

  ·  Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.

  ·  Организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях.

  ·  Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.

  ·  Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч».

  ·  Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.

  ·  Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей.

  ·  Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия» оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могут позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).

  ·  Помощь детям в преодолении затруднений в учебе.

  ·  Помощь в решении проблем личного роста.

  ·  Адаптация в кризисные периоды.

  ·  Помощь школьникам в выборе верного направления в общении со сверстниками или коммуникативной переориентации.

  ·  Помощь в выборе образовательного пути.

  ·  Организация досуга детей и их родителей.

  ·  Сбор денежных средств и вещей для многодетных семей.

  ·  Обучение способам повышения самооценки.

  ·  Духовное просвещение детей и родителей.

  ·  Ежегодное проведение научно-практических конференций по проблемным темам с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, валеологов, школьных медиков, сотрудников правоохранительных органов и др.

  ·  Убедительное, подробное разъяснение родителям вреда физического наказания и его последствий. Чем многочисленнее семья, тем выше уровень конфликтности в ней между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать детей в повиновении.

  ·  Помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений.

  ·  Информирование о работе различных служб. [13, с.232]

Основное назначение социального педагога – это социальная защита ребенка, подростка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяет, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления. [22, с.256]

Поддержать ребенка в трудную минуту – дело нелегкое. Как ему помочь в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Прежде всего, нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать. [3, с.73]

Для успеха работы с семьей социальному педагогу необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Он должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями. [25, с.89]

Посредническая деятельность социального педагога в работе с ребенком из многодетной семьи должна быть направлена на включение матери и ребенка в совместную творческую деятельность, создание ситуации эмоционального сопереживания и понимание ребенком и родителями друг друга, способствующую успешному осуществлению процесса сопровождения ребенка.

В наиболее полном объёме социально-педагогическая помощь детям из многодетных семей реализуется в Центрах социальной помощи семье и детям, так как дает возможность установить более тесный контакт с семьей ребенка и глубже изучить её проблемы.