Социально-реабилитационная работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию

К сожалению, современное состояние российского общества не только способствует разрешению различных проблем детей и подростков, но, наоборот, обостряет её. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, пьянстве и наркомании. В силу того, что сложившиеся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, растет число несовершеннолетних, поведение которых является девиантным.

Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних призваны оказывать помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся в социальной помощи детей и подростков, их социальной реабилитации и помощь в жизненном определении.

Социальная реабилитация – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов. Социальный работник при этом выполняет мобилизующую и организационную роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку и его семье, выступая в качестве социального работника, устанавливающего и привлекающего для помощи все имеющиеся ресурсы: сам ребенок, родители, соседи, друзья, социальные институты и их специалисты. Одними из важнейших функций социального работника на этом поприще – посредническая и объединительная, идет ли речь о тех, кто составляет ближайшее окружение, и о самих детях или о представителях социальных служб, а также тех ведомств и организаций, которые по долгу службы могут и обязаны участвовать в решении судеб несовершеннолетних.

Основное содержание работы социального работника с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в интересах ребенка.

В предлагаемой модели социально-реабилитационной работы с семьей выделено 5 блоков деятельности специалиста, направленных на достижение поставленной цели работы.

Цель – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие в развитии и укреплении семьи, как социального института, активизация семейного потенциала.

Модель социально-реабилитационной работы с семьей.

Модель социально-реабилитационной работы с семьей

 1. Блок информационный.

      ·    Предоставление информации населению об услугах, оказываемых территориальным социально - реабилитационном центром;

      ·    Сбор информации о неблагополучных и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.);

      ·    Составление картотеки учета семей группы риска;

      ·    участие вместе с инспекторами органов опеки и других компетентных организаций в обследовании жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, социального окружения ребенка, создание на этой основе социального паспорта семьи;

      ·    координация всех заинтересованных ведомств на местах по оказанию помощи и поддержки детям, а также их семьям, своевременный обмен информацией (в виде официального запроса одной из сторон и ответного письма);

      ·    обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков (в том числе и участие в судебных заседаниях, возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)).

2.  Блок диагностический.

    ·  Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоки и причины зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, беседы, наблюдения);

    ·  Определение проблемы семьи;

    ·  Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделяют главную, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);

    ·  Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.

3.  Социальная профилактика

    ·  Системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете;

    ·  Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.);

    ·  Социальная поддержка семьи, актуализации потенциала самопомощи, организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям.

4.  Социально-реабилитационная работа

    ·  Осуществление необходимой комплексной реабилитации семьи;

    ·  Разъяснение взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий подобного поведения;

    ·  Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы;

    ·  Ведение социального патронажа семей;

    ·  Содействие контактам воспитанников с их семьями;

    ·  Дальнейшее жизнеустройство несовершеннолетнего.

5.  Оценка эффективности социальной работы:

    ·  Стабилизация семейной ситуации;

    ·  Готовность родителей к воспитанию своего ребенка;

    ·  Удовлетворительное санитарное состояние жилья;

    ·  Трудоустройство родителей;

    ·  Изменение социального статуса семьи.