Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья

Роль Дальнего Востока и Забайкалья в социально-экономическом развитии Российской Федерации

Регион имеет богатую природно-сырьевую базу. По данным геологоразведки, запасы полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Забайкалья составляют около 12 млрд. тонн железа, свыше 15 млн. тонн марганца, более 2 млн. тонн олова, 0,4 млн. тонн вольфрама, 1,8 млн. тонн свинца, 2,5 млн. тонн цинка, 0,8 млн. тонн меди, 16,7 млн. тонн флюорита, 38 тыс. тонн серебра, 2 тыс. тонн золота, 31 тыс. тонн ртути, 3,5 млн. тонн бора, 10,3 млн. тонн титана, 254 тыс. тонн сурьмы, 47 тонн шлиховой платины. Интерес для практического освоения представляют также значительные в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона алмазные, лесные, рыбные и углеводородные ресурсы.

Особенно стоит отметить уникальный природный потенциал Дальнего Востока и Забайкалья. Расположенное в регионе озеро Байкал содержит 20 процентов мировых запасов пресной воды и включено в список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Около 30 процентов территории Камчатского края и 30 процентов территории Республики Саха (Якутия) являются особо охраняемыми природными зонами. Территория региона на 80 процентов покрыта лесами.

Неравномерное хозяйственное освоение территории и высокая дифференциация социально-экономических показателей по административным образованиям, включенным в состав региона, являются особенностью Дальнего Востока и Забайкалья, что во многом объясняется неоднородностью природно-климатического окружения и ресурсно-сырьевого обеспечения.

Указанные факторы одновременно стимулируют и сдерживают экономическое развитие региона. По показателю плотности населения на 1 кв. километр Дальний Восток и Забайкалье уступают как другим регионам Российской Федерации, так и странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Дальний Восток и Забайкалье занимают выгодное экономико-географическое положение в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе, соседствуя с такими странами, как Китай, Япония и США. К портам Дальнего Востока имеют выходы широтные транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской магистральных железных дорог, пересекающих Евразию. Вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь.

Стратегическое значение этого региона для России многократно возрастает в связи с активно происходящими в мире, и особенно на сопредельных территориях, экономическими, демографическими и политическими процессами.

Соотношение экономической мощи основных центров мирового хозяйства, на которые приходится три четверти мирового валового внутреннего продукта, довольно быстро меняется в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, удельный вес которого возрастает и в производстве валового внутреннего продукта, и в международной торговле.

В этих условиях развития Дальнего Востока России, являющегося форпостом страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо повышенное внимание государства к его геополитическим, стратегическим, экономическим и демографическим проблемам, от решения которых в конечном итоге зависит благополучие всей страны.

Уникальное географическое положение, мощнейшая сырьевая база, научно-технический и военный потенциал являются значимыми для оценки геополитической позиции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несмотря на то, что по экономическим и демографическим показателям Российская Федерация сегодня уступает США, Европейскому союзу и Китаю. С возрастающей ролью Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике увеличивается и значимость Дальнего Востока и Забайкалья как контактной зоны, обеспечивающей внешнеэкономическое, культурное и другие виды межгосударственного сотрудничества.

В силу особенностей своего геостратегического положения и ресурсообеспеченности Дальневосточный регион располагает потенциалом для привлечения капитала и крупнейших товарных потоков. Использование этих возможностей, безусловно, должно находиться как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

Реализация такой политики требует ускоренного экономического и демографического развития дальневосточных территорий России в целом, технической и технологической модернизации производства, увеличения мощностей портово-железнодорожных комплексов, обеспечивающих транзитные международные грузоперевозки, и создания на тихоокеанском побережье России крупных центров внешнеэкономического сотрудничества (сопоставимых с аналогичными центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе).

Анализ социально-экономического положения Дальнего Востока и Забайкалья

Несмотря на наличие богатых природных ресурсов, экономику Дальнего Востока и Забайкалья можно охарактеризовать как слабую, ориентированную в основном на внешний рынок, имеющую преимущественно сырьевую направленность.

В течение 1999 - 2006 годов экономика региона, хотя и имела положительную динамику, характеризовалась ярко выраженной цикличностью. Если в 1999 году Дальний Восток и Забайкалье демонстрировали опережающие темпы развития по сравнению со среднероссийскими, то начиная с 2000 года это преимущество было утеряно.

Это объясняется особенностью отраслевой структуры производства. С 2001 года динамика валового регионального продукта определяется, прежде всего, увеличением оборота розничной торговли и производства услуг при отставании темпов роста промышленного производства.

Объем валового регионального продукта, произведенного в Дальневосточном федеральном округе в 2006 году, по оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, составил 942,559 млрд. рублей. Это последнее место в Российской Федерации среди федеральных округов, причем наибольшая доля в промышленном производстве приходится на добычу полезных ископаемых - 44,8 процента. При этом темпы роста валового регионального продукта стабильно ниже среднероссийских показателей.

В начале 90-х годов доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте региона составляла более 34 процентов. В настоящее время она не превышает 3 процентов, при этом основу экспорта составляют сырье, металлы и необработанная древесина.

На этом фоне усиливается зависимость Дальнего Востока и Забайкалья от импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, охватывающего практически весь спектр товаров с высокой долей добавленной стоимости.

Объем инвестиций в основные фонды регионов Дальнего Востока и Забайкалья в 2006 году составил 344,9 млрд. рублей, или 104,5 процента по отношению к уровню 2005 года.

Иностранные инвестиции играют решающую роль в развитии лишь одного региона Дальнего Востока - Сахалинской области (75,8 процента всех инвестиций). В Республике Саха (Якутия), где средства в основном направлены на добычу алмазов, иностранные инвестиции составляют 16,1 процента.

Доля населения с доходами, уровень которых ниже уровня прожиточного минимума в регионе, составляет 21,2 процента (в среднем по России - 17,6 процента).

По налоговым поступлениям в федеральный бюджет Дальневосточный федеральный округ занимает последнее место среди федеральных округов.

Все это в значительной степени обусловило сложившуюся в регионе демографическую ситуацию.

Плотность населения в Дальневосточном федеральном округе составляет всего 1,1 человека на кв. километр, тогда как среднероссийский показатель - 8,4 человека на кв. километр.

С момента проведения переписи населения 1989 года численность населения в Дальневосточном федеральном округе снизилась на 20 процентов (в среднем по России - на 3,6 процента).

Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. Основную роль в этом играют естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) и миграция в другие регионы. С 1996 по 2006 год Дальний Восток покинуло около 720 тыс. человек, или 10 процентов населения, в основном трудоспособного возраста и высокой квалификации.

Основные направления и механизмы государственной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья

Очевидно, что в ближайшее время регион не сможет конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по выпуску продукции машиностроения, информационных технологий и других отраслей. Поэтому позиционирование экономики Дальнего Востока и Забайкалья должно осуществляться путем развития добычи и переработки природных ресурсов и использования транзитных возможностей региона.

Как уже отмечалось, в границах Дальневосточного федерального округа и примыкающих регионах Сибирского федерального округа сосредоточен существенный потенциал использования сырьевых ресурсов.

Факторами, затрудняющими освоение природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока и Забайкалья, являются:

    ·  недостаточность информации о запасах ресурсов и их состоянии по причине осуществления в небольших масштабах работ, связанных с геологоразведкой;

    ·  наличие инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в энергетической и транспортной сферах;

    ·  низкая экологическая устойчивость местных экосистем, требующих дополнительных природоохранных затрат в ходе освоения природных ресурсов;

    ·  неразвитость или полное отсутствие производств, обеспечивающих комплексную и безотходную переработку сырья, что ведет к нерациональному использованию сырьевой базы;

    ·  отставание производительности труда в большинстве природно-ресурсных отраслей Дальнего Востока и Забайкалья от производительности труда в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона;

    ·  дефицит рабочей силы, неразвитость системы подготовки квалифицированных кадров.

Гидроэнергетические ресурсы Сибири и Дальнего Востока составляют примерно три четверти общероссийского гидроэнергетического потенциала. Практическое использование этих ресурсов потребует значительных капиталовложений, что, в свою очередь, должно быть обусловлено стимулированием привлечения внебюджетных инвестиций в создание и развитие добывающих и перерабатывающих производств, выступающих в качестве энергопотребителей.

Роль государства в обеспечении комплексного развития Дальнего Востока и Забайкалья заключается прежде всего в преодолении инфраструктурных ограничений.

Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" снимает инфраструктурные ограничения транспортировки нефти и создает необходимые условия для освоения нефтяных месторождений Республики Саха (Якутия). Установленный законом налоговый вычет по налогу на добычу полезных ископаемых на период до 15 лет повышает экономическую привлекательность инвестиций в разработку нефтяных запасов. До конца 2007 года ожидается подключение к западному участку нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" Талаканского месторождения для транспортировки нефти в западном направлении, что заставит недропользователя увеличить темпы добычи нефти именно к этому сроку.

Получение такого же синергетического эффекта в сфере добычи и транспортировки газа зависит от принятия решения в отношении газотранспортной системы в восточном направлении.

Реализация горнорудного потенциала региона может быть осуществлена по 2 основным направлениям:

    ·  развитие горных производств в непосредственной близости от железнодорожных линий при условии достижения максимального уровня передела продукции в районе расположения рудника. Такой подход позволяет сократить объем перевозимых грузов через морские порты и железную дорогу;

    ·  развитие новых горнопромышленных центров с формированием транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства.

Развитие лесопромышленного комплекса может стать определяющим фактором промышленного роста в регионе. Около 95 процентов древесины, экспортируемой в Китай из России, составляет древесное сырье, в том числе около 70 процентов - круглый лес. При этом почти 90 процентов товаров, экспортируемых Китаем в другие страны, в том числе в Японию и США, - это бумага, картон, строительные конструкции, мебель и другая продукция глубокой переработки древесины.

Чтобы сокращение экспорта круглого леса сопровождалось возникновением лесоперерабатывающих производств, а не сокращением объема лесозаготовок, необходимо обеспечить создание инвестиционных площадок.

По оценкам экспертов, для создания производств по переработке круглого леса в строительные материалы в объеме около 4,5 млн. кубометров (что обеспечит переработку примерно одной четверти необработанной древесины, экспортируемой в восточном направлении) необходимо привлечь внебюджетные инвестиции в размере около 700 млн. долларов США. И это без учета производства целлюлозы и древесных волокнистых отделочных материалов.

Дальний Восток располагает ценными месторождениями полезных ископаемых и огромным запасом лесных ресурсов. С учетом этого фактора наиболее эффективным представляется выделение на территории региона районов комплексного освоения на условиях государственно-частного партнерства. Это в значительной степени позволит снизить затраты на создание необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры.

В этой связи первостепенное значение приобретает использование новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности на основе государственно-частного партнерства, в том числе в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации и особых экономических зон всех типов.

Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает экономический рост Дальнего Востока, поэтому возникает необходимость обеспечения опережающего развития транспортного комплекса региона.

Привлечь инвестиции поможет создание на базе морских портов портовых особых экономических зон.

Наиболее перспективными на сегодняшний день, по предварительным оценкам, являются проекты создания портовых особых экономических зон на территории морских портов Находка, Восточный, Ванино и Советская Гавань.

В то же время, очевидно, что реализация проектов комплексного освоения территории невозможна без осуществления мер по снятию инфраструктурных ограничений на территории Дальнего Востока и Забайкалья. Здесь слабо развиты энергетика и транспорт.

Электроэнергетика регионов Дальнего Востока и Забайкалья включает в себя объединенную энергосистему Востока, частично объединенную энергосистему Сибири, а также ряд изолированных энергорайонов - "Якутскэнерго", "Магаданэнерго", "Колымаэнерго", "Сахалинэнерго", "Камчатскэнерго". Фактически объединенная энергосистема Востока является изолированной от других объединенных энергосистем, так как межсистемные перетоки электроэнергии обеспечиваются в настоящее время линиями электропередачи напряжением 220 кВ.

Установленная мощность электростанций Дальнего Востока составляет 11,5 ГВт, из которых к объединенной энергосистеме Востока подключены 7,4 ГВт. В структуре электрогенерации преобладают тепловые угольные станции (81 процент установленной мощности объединенной энергосистемы Востока). По изолированным энергосистемам Дальнего Востока структура установленных мощностей существенным образом варьируется.

Основными направлениями развития энергетики являются оптимизация топливного баланса, модернизация и развитие генерирующих мощностей, развитие сетевого хозяйства.

В настоящее время Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" реализует несколько инвестиционных проектов, важнейшим из которых на сегодняшний день является строительство Бурейской ГЭС.

Вместе с тем существует необходимость активизации усилий по развитию малой энергетики, прежде всего в труднодоступных районах, в том числе за счет создания (развития, эксплуатации) ветрогенераторных и гидротермальных установок и других экологически чистых альтернативных источников энергии. Решение этой задачи осуществляется сегодня крайне низкими темпами.

Реализация комплексных проектов общефедерального значения в сфере транспорта осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".

К таким проектам относятся проекты по строительству автомобильных дорог "Амур" (Чита - Хабаровск), "Лена" (Большой Невер - Якутск), "Колыма" (Якутск - Магадан), "Уссури" (Хабаровск - Владивосток), железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, по модернизации и реконструкции портов Восточный, Находка, Ванино, Советская Гавань, по реконструкции важнейших аэропортов - Хабаровск, Якутск, Южно-Сахалинск, Благовещенск.

При этом реализация проектов развития транспортного комплекса на региональном уровне отстает от решения общефедеральных задач.

Так, в большинстве регионов Дальнего Востока и Забайкалья слабо развиты межрегиональные и внутрирегиональные автомобильные дороги общего пользования. Не имеется прямой автотранспортной связи между областными центрами Анадырь, Палана, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан.

Находятся в неудовлетворительном состоянии и не обеспечивают круглогодичного проезда автомобильные дороги, связывающие административные центры субъектов Российской Федерации со значительной частью районов, обладающих мощным экономическим потенциалом, - г. Владивосток с портом Находка, г. Южно-Сахалинск с портом Оха, г. Хабаровск с портами Ванино, Советская Гавань и Николаевск-на-Амуре, г. Петропавловск-Камчатский с Усть-Камчатском, г. Анадырь с Билибино и портом Певек, г. Якутск с поселками Амга и Усть-Мая, юго-западными районами Якутии, г. Магадан с золотоносными районами севера и юго-запада области, г. Улан-Удэ с рекреационной зоной озера Байкал.

Строительство автомобильных дорог общего пользования, в том числе подъездов к федеральным автомобильным дорогам, включенным в Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" (далее - Программа), ускорит экономическое развитие регионов.

Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации, целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы

Целью Программы является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

    ·  закрепление населения в регионе путем стимулирования сохранения и создания новых рабочих мест;

    ·  снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;

    ·  реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

Основными направлениями реализации Программы являются развитие топливно-энергетического комплекса, транспортной и инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства и обеспечение охраны окружающей среды.

В топливно-энергетическом комплексе мероприятия Программы сконцентрированы на расшивке сетевых ограничений, оптимизации схемы энергогенерации, повышении эффективности использования электрической и тепловой энергии, снижении зависимости от северного завоза и обеспечении поставок газа на электростанции и населению.

В транспортном комплексе средства сконцентрированы главным образом на строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих связь федеральных автомобильных дорог с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики, развитии инфраструктуры авиаперевозок межрегионального и местного значения, реконструкции объектов портового хозяйства, а также на строительстве объектов железнодорожного транспорта.

В области инженерной инфраструктуры в рамках Программы предполагается реализовать ряд мероприятий по модернизации систем жилищно-коммунального хозяйства.

В социальной сфере планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции ключевых объектов здравоохранения, культуры и спорта.

Кроме того, необходимо реализовать комплекс мероприятий по развитию водного хозяйства и охране окружающей среды, связанных с обеспечением защиты населенных пунктов от паводков и иных негативных воздействий окружающей среды.

Также будут осуществлены мероприятия по обеспечению устойчивости системы связи и телекоммуникаций.

В целях обеспечения ускоренного и комплексного развития г. Владивостока с учетом возможности проведения в нем в 2012 году саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" предполагается реализация подпрограммы.

Программа реализуется с 1996 по 2013 год в 1 этап.

Целевые индикаторы, используемые для оценки эффективности реализации Программы, сгруппированы по регионам и разбиты по годам, что позволяет регулярно осуществлять мониторинг реализации Программы.

Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе 3 групп индикаторов, характеризующих:

динамику социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации (1-я группа);

    ·  развитие соответствующих отраслей инфраструктуры (2-я группа);

    ·  эффективность реализации конкретных мероприятий Программы (3-я группа).

Индикаторами 1-й группы будут являться:

    ·  валовой региональный продукт;

    ·  объем отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

    ·  объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;

численность экономически активного населения;

уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда).

Расчет плановых показателей этой группы индикаторов осуществлен по 2 сценариям:

сценарий 1 (оптимистический), при котором учитываются влияние на указанные показатели реализации как мероприятий Программы, так и проектов, финансирование которых может осуществляться с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

сценарий 2 (пессимистический), при котором будут осуществляться только мероприятия Программы, а проекты, предусмотренные в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации, реализованы не будут.

Для определения влияния реализации Программы на динамику указанных показателей осуществлена оценка их значений без учета такого влияния (при этом учитывалось, что другие федеральные целевые программы продолжают реализовываться).

Плановые значения индикаторов, характеризующих динамику социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Индикаторами 2-й группы будут являться:

в сфере топливно-энергетического комплекса:

    ·  объем производства электрической энергии;

    ·  объем производства тепловой энергии;

    ·  объем затрат на закупку привозного топлива;

в сфере транспортного комплекса:

    ·  протяженность автомобильных дорог регионального и муниципального значения;

    ·  количество населенных пунктов, обеспеченных постоянной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием;

    ·  грузооборот транспорта по его видам;

в сфере водного хозяйства и охраны окружающей среды:

    ·  увеличение степени обеспеченности промышленно-селитебных территорий системами инженерной защиты от наводнений и другого вредного воздействия вод;

в сфере связи:

    ·  количество абонентов стационарной телефонной связи;

    ·  количество пользователей сети Интернет;

    ·  объем принимаемой информации по сети Интернет;

    ·  количество принимаемых телевизионных каналов;

    ·  качество междугородной телефонной связи (задержка сигнала);

в сфере инженерной инфраструктуры:

    ·  удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных водопроводом;

    ·  объем воды, отпущенной всем потребителям;

    ·  удельный вес площади населенных пунктов, оборудованных канализацией;

в социальной сфере:

    ·  обеспеченность населения койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения;

    ·  обеспеченность населения учебными местами в общеобразовательных учреждениях;

    ·  количество посещений театрально-зрелищных организаций;

    ·  доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом;

в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:

    ·  количество перспективных научных разработок, передаваемых для внедрения в экономику региона;

    ·  степень использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в принимаемых управленческих решениях.

Для оценки эффективности реализации Программы по каждому субъекту Российской Федерации использован соответствующий набор индикаторов, отражающих влияние мероприятий Программы, реализуемых на территории региона.

Для оценки влияния мероприятий Программы на индикаторы данной группы осуществлены прогнозные расчеты без учета реализации Программы.

Плановые значения индикаторов, характеризующих динамику развития инфраструктурных отраслей субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Забайкалья, с учетом мероприятий Программы. Индикаторами 3-й группы будут являться:

количество рабочих мест, создаваемых за счет реализации конкретного мероприятия Программы;

вводимая мощность (в соответствующих единицах):

в увеличение валового регионального продукта соответствующего субъекта Российской Федерации в результате реализации мероприятия Программы;

В рамках Программы будет проводиться мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, осуществляемых с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также в рамках развития особых экономических зон на территории Дальнего Востока и Забайкалья. При этом конкретный перечень индикаторов будет определяться отдельно по каждому инвестиционному проекту на этапе его разработки.

Мероприятия Программы:

Хабаровский край

Предполагается осуществить мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в социальной сфере. Осуществление этих мероприятий обусловлено необходимостью вывода всех объектов с территории зоны затопления Бурейской ГЭС.

Будут осуществлены мероприятия по энергообеспечению г. г. Хабаровска и Советская Гавань, по газификации и электрификации населенных пунктов края.

Программой предусматриваются строительство и реконструкция автодорог Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын, Аян - Нелькан - Югоренок, обеспечивающих связь с портами Ванино и Николаевск-на-Амуре, осуществление северного завоза и возможность освоения лесных ресурсов северной части края.

Также будет осуществлено строительство моста через протоку Амурская со строительством подъездной дороги.

В сфере водного транспорта будет осуществлена реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино - Холмск в морском порту Ванино, что позволит обеспечить грузовые и пассажирские перевозки между островом Сахалин и материком.

Кроме того, планируется осуществить реконструкцию местных аэропортов, после завершения которой предполагается их передача в собственность края.

В ходе реализации Программы будут осуществлены проекты по снижению зависимости г. г. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре от р. Амур как источника питьевой воды. Реализация проектов позволит значительно повысить качество питьевой воды в этих городах и улучшить экологическую обстановку.

В рамках Программы будет завершено строительство перинатального центра и краевой клинической больницы N 2 в г. Хабаровске, а также средней школы в с. Бельго (Комсомольский район).

В лесной отрасли Хабаровского края наиболее остро встают проблемы, связанные с отсутствием производств по глубокой переработке древесины.

Отсутствие в крае крупных потребителей и утилизаторов низкотоварной древесины и отходов негативно сказывается на эффективности использования лесных ресурсов, состоянии лесосырьевой базы, процессах лесовосстановления и экологии.

В настоящее время разрабатывается проект строительства в г. Амурске целлюлозно-бумажного комбината.

Проект реализуется в 2 этапа. На первом этапе проекта предполагается осуществить строительство завода по производству шпона мощностью до 300 тыс. плотных кубометров в год. Срок реализации - до 2010 года. Объем капитальных вложений за счет инвестора составит 8,1 млрд. рублей.

На втором этапе предполагается осуществить строительство завода по выработке беленой хвойной сульфатной целлюлозы (мощность 300 тыс. тонн в год), а также строительство завода по производству беленой химико-термомеханической массы. Срок реализации - 2013 год. Объем затрат на реализацию второго этапа проекта составит 21,6 млрд. рублей.

Реализация проекта позволит создать 4200 рабочих мест.

В дальнейшем предполагается создание на основе указанных производств мощностей по выпуску различных видов бумаги и тарного картона.

Обеспечение необходимых объемов и ритмичности поставок сырья для реализации как этого, так и других проектов в сфере лесопереработки потребует строительства ряда объектов транспортной инфраструктуры, систем энерго- и водоснабжения.

Общий объем затрат на реализацию указанного проекта с учетом создания необходимой инфраструктуры составит 38,4 млрд. рублей.

Для реализации проекта планируется привлечь средства Инвестиционного фонда Российской Федерации в объеме 8,7 млрд. рублей.