Социальные гарантии безопасности личности в России

Успешность выстраивания взаимоотношений с социальной средой для личности во многом зависит от системы социальных гарантий, которые даются ей государством.

В нашем государстве социальные гарантии безопасности личности являются конституционными гарантиями. Так, В Конституции РФ (1993 г.) социальная защищенность выражается в социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду (ст. 40-42). Эти конституционные нормы сформулированы в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.).

Социальная защищенность личности - это комплексная система мер со стороны государства, призванная поддерживать достойный жизненный уровень граждан и опекать те группы населения, которые не в состоянии самостоятельно его обеспечить. Обязанность государства находит свое юридическое выражение в виде установленных гарантий. Под гарантиями прав, свобод и интересов граждан понимаются средства, которые обеспечивают постоянное совершенствование этих прав и интересов, их реальное осуществление, а в необходимых случаях - и эффективную защиту от возможных нарушений.[7]

В юридической литературе ранее личную безопасность традиционно рассматривали статично, как конституционный контроль за соблюдением прав и свобод человека, социально одобряемых интересов. Однако в настоящее время данный подход является ограниченным. Как отмечает Л. Фридмэн, концепция прав человека все время меняется: «Сегодня мы определяем свободу как наличие таких прав, о которых наши предки не думали в подобной связи»[8]. Поэтому личную безопасность целесообразнее рассматривать как социальный процесс, в рамках которого защита прав и свобод человека предполагает уменьшение угрозы их нарушения.

Личная безопасность — это защита прав и свобод личности и социально одобряемых интересов. Защита прав и свобод личности предполагает гарантии их обеспечения. Реальная картина с обеспечением социально-правовой защиты конституционных прав и свобод граждан в России далека от идеальной. Граждане часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, порождающими подчас непреодолимые препятствия при осуществлении ими конституционных прав и свобод. Никого уже не удивляет положение, когда права провозглашаются, а лежащие в их основе блага отсутствуют. Закон формально действует, а цели его не достигаются, совершаются должностные правонарушения, а ответственности никто не несет, соответствующие механизмы социально-правовой защиты прав и свобод малоэффективны.

Механизм реализации конституционных прав и свобод личности призван охватить все направления по юридическому закреплению всех видов гарантий прав, свобод и интересов; широкую систему охраны и защиты государством, другими субъектами прав граждан, обеспечение их реального использования, борьбы с различного рода нарушениями. Действительная ценность права заключается не в принуждении и подчинении человека, а в предоставлении ему гарантированной свободы выбора и действий. Конституционные гарантии прав человека состоят из совокупности установленных конституцией прав, правозащитных институтов и правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.

Поскольку в конституции провозглашаются права и свободы различного содержания и характера, то они нуждаются в классификации. Критерием российской классификации прав и свобод человека выступает их содержание, в соответствии с которым они делятся на личные, политические, экономические, социально-культурные, экономические.

Так, уровень экономического развития государства является одним из основных условий экономической безопасности личности и обеспечения социальных гарантий населения. За последнее десятилетие ХХ и начало ХХI вв. произошел значительный спад производства практически во всех отраслях отечественной промышленности. Эти факторы обусловили сокращение промышленного производства. Кризис в экономике повлек за собой рост безработицы. Состояние безработицы создает серьезные угрозы социальной безопасности личности: потерю общественного статуса, утрату социальных связей, профессиональную деградацию. Личность оказывается в состоянии социальной эксклюзии (бедности).[9]

Социально-культурная сфера составляет ядро всей общественной жизни. Она включает области воспроизводства как человека, так и социальных общностей: семьи, трудовых коллективов и других социальных групп. В рамках социально-культурной сферы удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, то есть создаются условия для производства и воспроизводства родовой жизни.

Источником существования человека являются денежные доходы. В различных субъектах РФ уровень жизни населения неодинаков. Массовая нисходящая социальная мобильность влечет за собой ряд отрицательных последствий. Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда. Человек, находящийся в состоянии бедности, вынужден ограничивать потребности основных благ и услуг. Происходит отказ от образования и культурного развития.

Например, у населения с низкими доходами структура питания меняется в пользу продуктов невысокого качества. Существенно сокращается потребление продуктов, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. А коммерциализация здравоохранения, недоступность многих видов медицинской помощи и лекарств наряду с ухудшением качества питания влекут за собой ухудшение здоровья населения.

Другим показателем безопасности личности в социальной сфере является уровень преступности. Рост делинквентного поведения объясняется как падением уровня жизни, так и трансформацией общественной морали, кризисом нравственности, а также ослаблением роли государства в регулировании общественных отношений.

Экологическая же среда обитания — основа существования и воспроизводства человека как биологического и социального существа, поэтому ее сохранение и восстановление является одним из основных условий обеспечения социальной безопасности личности.[10]

Одним из показателей безопасности в экологической сфере являются выбросы загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников загрязнения. Следует отметить, что уменьшение выбросов загрязняющих веществ происходило за счет спада объема производства промышленной продукции. Вместе с этим наблюдалось неуклонное снижение объемов улавливания загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников. Таким образом, поскольку снижение выбросов загрязняющих веществ произошло не за счет оснащения предприятий современными очистными сооружениями, а улавливание их сократилось, то можно ожидать, что по мере роста производства экологическая опасность будет возрастать. Важным показателем социальной безопасности является уровень экологического сознания населения.[11]

В иных случаях основные права и свободы человека подразделяются на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между государством и индивидом.

Во-первых, это личные права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц и от произвола со стороны государства. К числу первых относится право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию и право на свободу. Среди основных юридических гарантий, защищающих личность от произвола государства — неприкосновенность жилища и частной жизни, тайна переписки, право определения национальности и пользования родным языком, свобода передвижения и выбора места жительства. Данная категория прав в западной и отечественной теории часто рассматривается как естественная. Однако на практике эти права и свободы имеют юридическую силу и позитивное гарантирование только тогда, когда порядок их применения установлен законом.

Система социальной защиты населения формируется с учетом сложной экономической обстановки и под влиянием популистских решений деятелей политики. В современных условиях государство не может гарантировать гражданам не только достойный жизненный уровень, но и минимальный жизненный стандарт. Подобное положение определяется финансовыми трудностями государства. В результате основная часть населения России, особенно люди старшего поколения, оказались экономически и социально незащищенными, лишенными накопленных ранее сбережений и устойчивых доходов, а характер и масштабы преступности сделали практически каждого человека потенциальной жертвой. Эти процессы породили волну правового нигилизма, лишив конституционные права человека правового и социального содержания.[12]

У большинства населения демократия ассоциируется с вседозволенностью, а экономическое благополучие периода «развитого социализма» порождает ностальгическое воспоминание и соответствующую политическую ориентацию. Другим условием реализации прав человека выступает сильная государственная власть. Эту точку зрения разделяет А. И. Гудков, считающий, что «права человека могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и позитивно воздействовать на личность. Для этого необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы о роли государства в обществе, которое не должно довольствоваться ролью «ночного сторожа», а стать активным участником общественных отношений».[13]

В условиях политической и социально-экономической нестабильности общества критерием устойчивости его правовой системы и показателем правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина, что возможно при разумном расширении властных полномочий государства в отношении общества.

В этих условиях необходима выработка основополагающих принципов обеспечения безопасности личности посредством социальных гарантий. К числу важнейших из них можно отнести следующее:

1. Принцип единства, взаимосвязи и гармонии всех видов внутренней и внешней безопасности.

2. Зависимость социальной безопасности общества от справедливости в распределении собственности и доходов, в обеспечении равенства населения в правах, свободах, возможностях.

3. Переход от классово-элитарного моноцентризма к справедливой социальной политике, базирующейся на балансе интересов всех групп и граждан, на основе демократии и гуманности.

4. Создание при сохранении ведущей роли государства в обеспечении социальной безопасности условий для активизации общественно-политических организаций и сил, всех социальных групп и слоев, каждого гражданина.