Социальные и психологические проблемы спортсменов-студентов

Профессиональное занятие спортом в студенческие годы подразумевает, что студент-спортсмен сталкивается с некоторыми трудностями социального характера.

Одна из значимых трудностей, с которыми сталкивается студент-спортсмен – это, в первую очередь, проблема совмещения спортивной деятельности и учебной. Во-первых, из-за частых поездок на соревнования, спортивные сборы и т.д. студент вынужден пропускать занятия и даже сессии.

Во-вторых, тренировки требуют много времени и часто это отражается на общей учебной подготовке студентов.

Следующая проблема – это проблема удовлетворения культурных потребностей. График тренировок и соревнований студента, а также график учебной деятельности чаще всего не оставляет времени на посещение каких-либо культурных мероприятий, не связанных со спортом (концерты, выставки и т.д.).

Следующая значимая проблема – это возможность получения травм на соревнованиях и тренировках. Конечно, существуют социальные гарантии для спортсменов и обязательное страхование на случай получения травмы, однако, если речь идет о студентах, то здесь проблема травматизма также имеет свои особенности.

Во-первых, не зависимо от степени тяжести травмы, студент какое-то время будет вынужден не посещать занятия, что опять сказывается на его успеваемости.

Во-вторых, серьезная травма может повлечь за собой необходимость уход из профессионального спорта и длительное восстановление здоровья. Это создает не только социальные проблемы (возможность продолжить учебу, дальнейшее трудоустройство и т.д.), но и проблемы психологического плана. Человек может тяжело переживать то, что ему приходиться расстаться с любимым делом, физические ограничения и т.д.

На сегодняшний день до конца не отрегулирована система страхования спортсменов, это касается и студенческой молодежи.

Официальное признание спортсменов как представителей конкретной профессии означает включение их в программу обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Таким образом, в российском законодательстве не выделены отдельно вопросы, связанные со страхованием профессиональных спортсменов. В то время как во всех развитых странах мира существует понятие обязательного страхования профессиональных спортсменов. В Российской Федерации идет подготовка к принятию Закона "Об обязательном страховании жизни и здоровья членов национальных спортивных сборных команд". Планируется выделение средств из федерального бюджета и зачисление их в страховую компанию, отобранную по конкурсу. На данный момент по международным требованиям спортсмены, участвующие в соревнованиях за рубежом, должны быть застрахованы, иначе они не будут допущены к соревнованиям, в связи с чем страховой взнос за российских спортсменов, как правило, оплачивается федерацией того вида спорта, в котором выступает спортсмен или спортивная команда.

Согласно нормам Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" [28] при наступлении страхового случая застрахованному лицу полагаются выплаты либо в виде пособий по временной нетрудоспособности, либо в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного. Однако, зачастую спортсмену получить возмещение по этому закону довольно затруднительно из-за специфики трудовых правоотношений в спорте. Например, спортсмен не всегда может взять в медицинской организации необходимый для этого листок нетрудоспособности, особенно если он травмирован в другом государстве. Кроме того, суммы, необходимые на лечение, часто оказываются даже больше годового дохода спортсмена.

Еще одна важная проблема – социализация в обществе спортсмена, ушедшего из профессионального спорта. Очень часто спортсмены, оставившие спортивную карьеру, хотят работать в данной сфере, но уже в другом качестве – тренером, юристом, психологом и др. Полученное образование не всегда позволяет спортсмену продолжать работать в сфере спорта. Перед молодыми людьми встает непростой вопрос выбора дальнейшего пути, профессионального самоопределения. При этом, многие студенты, делая дальнейший выбор в пользу неспортивной профессии, часто испытывают чувство неудовлетворенности, так как полученные спортивные навыки, умения и знания остаются невостребованными в дальнейшем. Окончание спортивной карьеры становиться серьезным психологическим стрессом и может вызывать состояние социальной дезадаптации.

Здесь нужно подробнее остановиться на вопросе социальной адаптации молодых спортсменов.

Важнейшее условие в формировании гармонично развитой личности - показатель социальной адаптации. На сформированность социальной адаптации спортсменов влияют, прежде всего, социально-экономические и психолого-педагогические условия. Структурная направленность этих условий определяется как социальной, так и асоциальной стороной воздействия на психическое состояние спортсменов в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Под социальной адаптацией понимается, прежде всего, соблюдение, выполнение принятых обществом норм и правил, способствующих развитию личности [13].

Нельзя не согласиться с мнением многих ученых, полагающих, что физическая культура и спорт - это факторы успешной социализации спортсменов [11, 24]. О позитивном влиянии физической культуры и спорта на личность говорилось также на Всемирном саммите по физической культуре, проходившем в Берлине. Участники саммита отметили, что физическая культура существенно сокращает масштабы негативных явлений среди молодежи [37]. Действительно, в различных видах спорта доминируют активные двигательные действия, определяемые мотивом, целью и ценностными ориентациями. Ценностная ориентация позволяет реализовать роли и адаптировать социальные связи в ситуации фрустрации, которые и приводят в действие психолого-педагогический механизм социализации личности. Следовательно, учитывая вышеизложенные условия, можно заключить, что чем выше процесс социализации, тем ниже показатели фрустрации у спортсменов. Вместе с тем имеются работы, свидетельствующие об асоциальном воздействии спорта высших достижений на личность спортсменов [22].

Различные социально-психологические показывают, что возраст спортсменов оказывает существенное влияние на их психологическую адаптацию на этапе завершения спортивной карьеры. В наибольшей степени возраст связан показателями психофизиологической адаптации, в несколько меньшей – с характеристиками личностной и социально-психологической адаптации.

Спортивный стаж также оказывает влияние на психологическую адаптацию спортсменов, завершающих карьеру в спорте. Наибольшее количество связей обнаружено с характеристиками личностной адаптации, меньшее – с социально-психологической адаптацией и совсем незначительное – с психофизиологической адаптацией.

Спортивная квалификация спортсменов также является фактором, оказывающим влияние на характеристики психологической адаптации.

Психофизиологическая адаптация спортсменов ухудшается по мере их взросления. У спортсменов усиливаются психологические и поведенческие симптомы стресса. Также на этапе завершения спортивной карьеры усиливается общее состояние стресса [32].

Это вполне объяснимо, так как по мере взросления усиливается разрыв в профессиональных достижениях со сверстниками, и профессиональное самоопределение становится все более трудным, количество вариантов выбора существенно сокращается. Кроме того, возрастает социальная ответственность (взрослым спортсменам часто нужно содержать и самого себя, и семью). Также с возрастом у спортсменов претерпевают изменения показатели функционального состояния. Снижается степень их активности и ухудшается самочувствие. Это тоже вполне объяснимо, поскольку физические возможности "возрастных" спортсменов все в меньшей степени соответствуют высоким нагрузкам спортивной деятельности [32].

По мере увеличения стажа у спортсменов возрастает выраженность психологической симптоматики стресса (что неудивительно, так как кардинально изменить жизнь спортсмену с большим стажем все труднее и труднее) и снижается самочувствие (что является следствием многочисленных спортивных травм).

Из характеристик психофизиологической адаптации у спортсменов высокой спортивной квалификации, завершающих спортивную карьеру, обнаружены связи с психологической симптоматикой стресса, его интегральным показателем и состоянием активности. То есть, они испытывают более высокий стресс по сравнению со спортсменами, не достигшими высот в спортивном отношении. Это вполне объяснимо, поскольку им есть что терять – высокий статус, общественное признание, а в ряде случаев – и материальное положение. Однако спортсмены с высоким уровнем мастерства характеризуются и более высокой активностью, благодаря которой они и достигают столь значительных результатов в спорте.

С возрастом происходят некоторые изменения и в личностной адаптации спортсменов, завершающих карьеру в спорте. Эти изменения касаются сферы самосознания и эмоциональных переживаний. У более взрослых спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, ниже показатель самоценности (вероятно, это является следствием снижения спортивных результатов), зато возрастает степень саморуководства. О возрастающем уровне самоконтроля свидетельствует и более высокая интернальность в сфере неудач. Также у "возрастных" спортсменов существенно выше фрустрация и ригидность, которая мешает им переключиться на новые сферы деятельности. Эта неопределенность провоцирует негативные эмоциональные состояния, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Таким образом, влияние возраста спортсменов на их психологическую адаптацию в момент завершения спортивной карьеры очень существенно и преимущественно негативно [35].

Спортивный стаж оказывает влияние на большинство показателей личностной адаптации, затрагивая сферу самосознания, эмоциональность, мотивацию и самоконтроль личности спортсменов. Лица с более высоким спортивным стажем отличаются меньшей самоуверенностью и открытостью для мнения окружающих. Однако у них выше степень саморуководства, что объясняется большим жизненным опытом. Также у них отмечена более высокая мотивация достижения успеха, благодаря которой они и не бросают занятий спортом. Однако спортсмены отдают себе отчет в том, что их спортивная карьера близка к своему завершению. Это вызывает у них рост таких фрустраций и тревоги за свое будущее. Более опытные спортсмены ниже оценивают свой вклад в достигаемые ими успехи (признавая заслуги тренера, других лиц, обстоятельств) и выше – в свои неудачи, происходит формирование самокритичности. Кроме того, у спортсменов с высоким стажем наблюдается более высокая интернальность в сфере межличностных отношений. Накопленный опыт взаимодействия с разными людьми дает им знать, что сложившиеся отношения с окружающими зависят, прежде всего, от них самих. Так что влияние спортивного стажа на сферу самоконтроля личности неоднозначно [32].

Спортивная квалификация также накладывает свой отпечаток на личностную адаптацию спортсменов, завершающих карьеру. У квалифицированных спортсменов обнаружилась более высокая склонность к самообвинению, тревожность и фрустрация. Из позитивных эффектов влияния спортивной квалификации на личностную адаптацию спортсменов можно отметить более высокую мотивацию достижения успеха и интернальность в сфере достижений [35].

В некоторой, хотя и в не очень значительной, степени возраст спортсменов оказывает влияние на характеристики социально-психологической адаптации. Позитивным эффектом этого влияния является то, что большинство взрослых спортсменов уже совершили свой профессиональный выбор (хотя его качество может быть невысоким). Однако негативными эффектами является возрастание равнодушия к окружающему, а также зависимость от пищи и здорового образа жизни.

Влияние спортивного стажа на социально-психологическую адаптацию спортсменов, завершающих спортивную карьеру, несущественно. Можно отметить лишь, что спортсмены с высоким стажем характеризуются большей профессиональной устойчивостью. Кроме того, они в большей степени подвержены курению и лекарственной зависимости, что, вероятно, является следствием спортивных травм и профессиональных заболеваний, связанных со спортом [35].

Из характеристик социально-психологической адаптации в зависимости от спортивной квалификации в наибольшей степени оказались взаимосвязанными показатели профессионального самоопределения. Все полученные связи носят отрицательный характер. Это значит, что достижение высокой спортивной квалификации тормозит процесс профессионального самоопределения у спортсменов даже на заключительном этапе спортивной карьеры. Спортсмены с высокой спортивной квалификацией практически не сделали свой выбор в отношении того, чем они будут заниматься после окончания карьеры. У них низкое желание работать в другой профессии (хотят оставаться спортсменами). Соответственно, они проявляют низкую активность по ее освоению, профессиональное будущее вне спорта им кажется малопривлекательным. Позитивным эффектом является снижение недисциплинированности и халатности по отношению к деятельности и равнодушия к окружающему. Однако для высококвалифицированных спортсменов характерна большая грубость в общении с людьми, что можно объяснить следствием "звездной болезни", поражающей многих спортсменов, достигших спортивных высот. Также у них присутствует лекарственная зависимость, связанная с высокой травматизацией и желанием стимулировать свой физический потенциал [32].

Таким образом, показатели возраста, спортивного стажа и спортивной квалификации оказывают влияние на характеристики психологической адаптации. Причем степень этого влияния данных показателей примерно одинакова, судя по количеству взаимосвязей. Однако обнаружилось, что возраст, стаж и квалификация влияют на разные уровни психологической адаптации. Возраст в наибольшей степени влияет на психофизиологическую, спортивный стаж – на личностную, а спортивная квалификация – на социально-психологическую адаптацию спортсменов. Из завершающих спортивную карьеру в наиболее пристальном внимании психологов нуждаются "возрастные", с большим спортивным стажем, высокой спортивной квалификацией. Эти спортсмены относятся к "группе риска" в плане развития психологической дезадаптации, что следует учитывать в процессе психологического сопровождения на данном этапе их жизни.

Также существуют проблемы с материальным обеспечением студентов-спортсменов. Как правило, такие студенты лишены возможноcти поиска дополнительного заработка в свободное от учебы время. Не все студенты получают стипендию. В тоже время, студенты-спортсмены имеют объективные потребности, связанные с их занятиями спортом, например, особый режим питания, рацион и т.д. Удовлетворение этих потребностей также требует материальных затрат.

В отдельных государственных вузах для студентов-спортсменов предусмотрены дополнительные стипендии.

Размеры стипендии:

– членам сборной команды университета – 600 рублей в месяц;

– членам сборной команды области - 800 рублей в месяц;

– членам сборной команды России, Российского спортивного студенческого союза, Высшей лиги, МС России – 1200 рублей в месяц;

Именные стипендии:

– призерам Первенства Европы, Мира, участникам Олимпийских игр – 5000 рублей.

Стипендия назначается 2 раза в год по итогам летней и зимней промежуточных аттестаций.

Однако стипендия начисляется лишь в случае сдачи сессии на "хорошо" и "отлично" в установленные сроки, что для спортсменов не всегда представляется возможным.

Также проблемой является обеспечение студентов-спортсменов жильем. На сегодняшний момент они не входят в льготные категории населения, а также пока не разработано жилищных программ, которые осуществляли целенаправленную работу именно с молодыми спортсменами.

Что же касается медицинского обеспечения студентов-спортсменов, то порядок оказания медицинских услуг обговорен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 9 августа 2010 г. N 613н г. Москва "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" [24].

Настоящий порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, и иным лицам при проведении физкультурных и спортивных мероприятий (спортивных соревнований, учебно-тренировочных мероприятий), занятий физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом), а также восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок, заболеваний и травм у спортсменов.

2. Оказание медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом), включает:

- динамическое наблюдение (текущее медицинское наблюдение, периодические медицинские осмотры, углубленные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения) за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом) и оформление специалистами соответствующего медицинского заключения о допуске к занятиям физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом), спортивным соревнованиям (далее - допуск);

- оказание первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи при проведении спортивных мероприятий (спортивных соревнований, учебно-тренировочных мероприятий), занятий физической культурой и спортом (в том числе и массовым спортом).

3. Оказание медицинской помощи при проведении восстановительных мероприятий спортсменам после интенсивных физических нагрузок, после заболеваний и травм включают в себя мероприятия по увеличению и сохранению спортивной (общей и специальной) работоспособности, проведение реабилитационных мероприятий по восстановлению здоровья.

4. Медицинский осмотр (обследования) для допуска к занятиям физической культурой и к участию в массовых спортивных соревнованиях осуществляется в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отделениях (кабинетах) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансерах (центрах лечебной физкультуры и спортивной медицины) врачом-терапевтом (педиатром), врачом по лечебной физкультуре, врачом по спортивной медицине на основании результатов медицинских обследований, проведенных в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.

5. Медицинский осмотр (обследования) и оформление медицинского заключения о допуске к занятиям спортом и к участию в спортивных соревнованиях осуществляется в отделениях (кабинетах) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансерах (центрах лечебной физкультуры и спортивной медицины) врачом по лечебной физкультуре и врачом по спортивной медицине на основании результатов этапных (периодических) и углубленных медицинских обследований, проведенных в рамках оказания медицинской помощи при проведении учебно-тренировочных мероприятий.