Социальные институты для решения социальных проблем в Санкт-Петербурге

Согласно С. С. Фролову социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. [41]

По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др. [18]

М. Вебер понимал под социальными институтами сообщества, где одним из факторов, определяющих поведение, является наличие рациональных установлений и аппарата принуждения. Им же описано возникновение новых социальных институтов. Он считал, что оно обычно происходит не через взаимную договоренность участников будущих действий, а по схеме, когда определенные лица прокламируют некоторые установления в качестве обязательных, и лица, связанные с институтом (или подчиненные ему) покоряются этому, ориентируясь в своих действиях на указанные установления. [7]

Социальный институт представляет собой:

  ·    ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

  ·    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

  ·    формальную и неформальную организацию;

  ·    совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

  ·    обособленный комплекс социальных действий. [19]

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. [13] В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. [32]

Т. Парсонс определял социальные институты как нормативные модели, представляющие собой систему стандартизированных ожиданий, основанную на общепринятом в данном обществе нравственном чувстве, и при этом не утопические, а такие, которым могли бы следовать широкие слои людей. [25]

По мнению С. П. Ячменева, в последнее время имеют место попытки пересмотра понятия социального института и даже предложения отказаться от него в пользу концепции социального действия. [45]

По П. Бурдье сущность социального института состоит в поле взаимодополняющих и противоположных сил различных интересов и габитусов, постоянно определяющих и переопределяющих реальность предвиденных и непредвиденных социальных взаимодействий, а сам процесс институциализации выступает как аккумулирование всей совокупности исторических приобретений, несущих отпечаток своего производства и стремящихся породить условия собственного воспроизводства. [5,6]

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как тАковое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э. Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует». [14]

Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются. [23]

Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов. [33]

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется. [4]

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. [32]

Социальная защита – составная часть социальной политики современных государств. Исходит это из аксиомы, что государство есть не только развитый социальный институт власти, но и форма существования общества. [22]

Социальная защита представляет собой три вида деятельности:

- социальное обеспечение – регулярная передача денежных и материальных средств определенным категориям населения, которые не могут себя обеспечивать. Этот вид поддержки не имеет профилактической направленности и поглощает наибольшую часть ресурсов, направляемых на социальную защиту;

- социальное обслуживание – поддерживающие действия услуги, оказываемые клиентам социальных служб. Ресурсы затрачиваются на предметы услуг и содержание социальных служб;

- социальная работа – совместные действия специалиста и клиентов, направленные на активизацию их социальных возможностей и обретение ими самоподдержки. Эти действия имеют целью предупреждение распада общества. [22]

Институт социальной работы, являясь одним из социальных институтов гражданского общества, выполняет важнейшую функцию, функцию посредничества.

Социально-профилактическая работа по своему характеру представляет собой макросоциальную работу с населением, объединённым в первичные социальные группы (семья, район, город и т.п.) или во вторичные группы по склонностям. Поскольку не представляется возможным средствами социальной работы заниматься социальной профилактикой со всем населением определённой локальной территории как с социальным сообществом (городской общиной), общую профилактическую функцию, как правило, выполняют средства массовой информации. [22]

Одной из форм социальной работы является Общественная приемная СМИ по содействию в решении социальных проблем населения мегаполиса.

Тут лучше как-то по-другому перейти от социальной работы как формы социального обслуживания к общественной приемной. Возможно, так: Социальная работа, являясь социальным институтом социального обслуживания, в свою очередь инициировала (способствовала возникновению) иных социальных институтов, одним из которых является общественная приемная. Общественные приемные возникали начиная с…годов Их инициаторами становились известные политические деятели. политические партии блоки, которые использовали этот институт для политической борьбы в рамках предвыборной кампании и получения объективной обратной связи с целью формирования предвыборных программ. В последние годы получили общественные приёмные общественных объединений и средств массовой информации, ставящие себе иные, неполитические цели.

Общественная приемная, как и любой социальный институт, возникающий на естественную общественную потребность, необходима для того, чтобы помогать людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию и анализировать существующие на сегодняшний день проблемы населения в таком крупном мегаполисе, как Санкт-Петербург.

Создание Общественной приемной продиктовано несколькими причинами:

1. В средства массовой информации (СМИ) поступало и продолжает поступать немало обращений читателей и слушателей, связанных с самыми разными проблемами их жизни, начиная от ЖКХ, заканчивая уплотнительной застройкой или милицейским произволом. Но влияние средств массовой информации на власть, на систему управления практически утрачено. Письма читателей, опубликованные в газетах, сейчас не имеют такого резонанса, как раньше. Чисто коммерческим изданиям работа в этом направлении вообще не выгодна, так как это слабо связано с их продажами. А общественно-политические газеты в большинстве своем не имеют материальных возможностей содержать нормальные отделы работы с читателем.

2. Одной из главных преимуществ Общественной приемной в том, что обращения людей не остаются без ответа – как со стороны прессы, так и тех, от кого зависит решение их проблем.

3. Главная цель Общественной приемной – помочь жителям такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург преодолеть такие негативные явления в структурах власти, как бездеятельность, волокиту и равнодушие чиновников.