Социальный подход к инвалидности

Социальная модель инвалидности делает важное различение между дефектом и инвалидностью. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности: Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается "барьерами" или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты. Барьерами могут быть: предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов; отсутствие доступа к информации; отсутствие доступного жилья; отсутствие доступного транспорта; отсутствие доступа к объектам социальной сферы; и др. Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.

Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.

Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Поэтому она в основном была направлена на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Согласно этой модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом, и это не имеет отношения к их нарушениям.

Независимая жизнь — принцип, предполагающей, что каждый человек, имеющий особенности в развитии, может принимать активное участие в жизни общества при наличии альтернатив и возможности выбора при помощи социальных служб, совершенной архитектурной среды, совершенных средств транспорта и т.д. В отличие от иждивенческой позиции стремление к независимости — это продуктивная психологическая ориентация, не предполагающая отказа от помощи других людей или вспомогательных средств, необходимых для физического функционирования, а заключающаяся в том, что человек ставит перед собой такие же цели, как любые другие члены общества, берет на себя ту же ответственность.

В основании данной концепции лежит принцип нормализации и службы по уходу за людьми с интеллектуальными нарушениями Б. Нирье.

Принцип нормализации означает, что для людей с интеллектуальными нарушениями и для всех других людей с функциональными нарушениями делаются доступными такие формы повседневного существования и условия жизни, которые являются как можно более близкими к общепринятым или фактически полностью совпадают с ними.

Составные части или компоненты нормальной повседневной жизни, которые охватывает этот принцип, и на которые люди с инвалидностью имеют точно такое же право, как и другие люди, таковы:

  •   нормальный суточный ритм;

  •   нормальный недельный ритм;

  •   нормальный годовой ритм;

  •   нормальные формы протекания жизненного цикла;

  •   нормальное уважение и право на самоопределение;

  •   нормальные для данной культуры формы половой жизни;

  •   нормальные для данной страны экономические формы и права;

  •   нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам.

Принцип нормализации основывается на понимании того, как отношения между нормальным жизненным ритмом, практикой и формами, существующими в данной культуре, влияют на развитие, созревание и существование инвалидов. Он также показывает, как эти социальные условия и культурные формы - в любой социальной среде, во всех культурах - служат в качестве указателей для ориентированных на конкретных людей служб по уходу за инвалидами, в соответствии с общепринятыми правами человека. [3]

Принцип нормализации должен служить путеводной звездой для людей, занимающихся медицинской, педагогической, социальной, законодательной и политической работой. Когда люди принимают решения и действуют в соответствии с этим принципом, результаты должны быть чаще «правильные», чем «неправильные».

Принцип нормализации относится ко всем людям с интеллектуальными нарушениями, вне зависимости от того, имеют ли они незначительную или серьезную задержку развития, и независимо от того, в какой части света они живут. Он применим во всех обществах и для всех возрастных групп и может адаптироваться к индивидуальному развитию или к изменениям в обществе.

Применение принципа нормализации не приводит к тому, что люди с интеллектуальными нарушениями становятся «нормальными», однако цель его - показать, как их условия жизни могут стать как можно более нормальными, именно с учетом их функционального нарушения. Тем самым удается избежать стереотипов и ярлыков, которые навешиваются на таких людей с момента их помещения в закрытое учреждение с его системой рутинного ухода.

Центрированный подход фокусируется на исследовании остаточного потенциала или здоровья ребенка, использую определенные методы работы, влечет за собой развитие.

Основываясь на социальном подходе, реализация которого предполагает интеграцию ребенка с особенностями в развитии в общество. Тем самым дает возможность, семьям и сами детям со своими проблемами быть не отчужденными и изолированными от общества, на достойное будущее, предполагающее равные права со всеми. [55]

Именно на семью, как на первичный институт социализации, ложиться большая ответственность за развитие и воспитание ребенка с особенностями в развитии, способного успешно интегрироваться в общество. От родителей зависит, сможет ли ребенок быть самостоятельным или же он останется, навсегда привязан к ним.