Способы и приемы повышения эффективности коммуникации

В плане практического применения для нас важно коммуникацию сделать эффективной. Для этого нужно использовать теоретические знания о том, что такое коммуникация, из чего она состоит, какие бывают коммуникативные барьеры и так далее для того, чтобы улучшить процесс коммуникации.

Коммуникация оказывается успешной, когда глубинное представление, созданное "отправителем", соответствует глубинному представлению "получателя". Представление "получателя" о смысле сообщения складывается не сразу, а в течение некоторого времени, так как речь является процессом, характеризующимся определенной последовательностью и длительностью, - произнесенные или написанные слова следуют одно за другим. Все стратегии, направленные на лучшее понимание сообщения, заключаются в следующем: необходимо выстроить свое представление таким образом, чтобы оно максимально точно отражало представление, созданное отправителем. (Халперн).

Кроме того, что мы уже рассмотрели, эффективность коммуникации зависит от правильного выбора стиля коммуникации. А так же от владения коммуникативными приемами, от коммуникативных знаний, умения и навыков.

Поэтому рассмотрим какие бывают стили коммуникации и какие из них лучше использовать.

Стили коммуникаций

Эффективность коммуникаций часто зависит от выбора соответствующего ситуации стиля коммуникации. Хитрость заключается в умении правильно проанализировать ситуацию и в способности сменить стиль общения так, чтобы он был уместен. Никаких согласованных категорий стилей коммуникаций нет. Некоторые находят всего лишь один, тогда как другие - целых восемь. Большинство стилей концентрируется вокруг четырех основных: обвинительного стиля, директивного, убеждающего и решающего проблему. Эти стили представлены в следующей таблице 3.

Таблица 3. Основные стили коммуникации

Обвинительный Директивный Стиль

убеждения

Стиль разрешения проблем
Человек пытается найти ошибку или того, кого за нее винить. Здесь тон обвиняющий или негативный. Этот тон пробуждает отрицательные чувства в получателе, и результаты редко бывают позитивными. Обычно этого стиля нужно избегать, но он может быть использован, когда ни один из других стилей не помог или когда все факты на лицо. Руководящее лицо указывает другим как им выполнять свою работу или решать какие-то задачи. Обсуждения сведены к нулю, коммуникация в основном односторонняя.

Не следует путать этот стиль с более положительным тоном инструктажа, который предполагает наличие обратной связи.

Использует технику рассмотрения или одобрения информации. Вместо того, чтобы приказывать отправитель предлагает сообщение для оценки и активного принятия. Сообщение может быть направленно на то, чтобы слушатели сами захотели сделать то, что им говорят.

Главная цель - действие.

Основан на поиске взаимного согласия сторон общения по поводу результирующих действий, при этом часто достигается компромисс. Здесь требуется двусторонняя коммуникация. Личностные качества тоже могут проявляться, но на решение результирующем действии они не влияют, как при первых трех стилях.

Если коммуникант владеет разными стилями коммуникации и может их менять соответственно ситуации общения, тогда его коммуникация будет более успешной.

Не менее важно для эффективной коммуникации владение следующим коммуникативными знаниями и умениями:

1. Нерефлексивное слушание предполагает следующие умения: понимание текста, сосредоточение внимания, выдерживание паузы после высказывания, использование невербальных средств сосредоточения внимания и поощрения рассказчика, запоминание услышанного.

2. Рефлексивное слушание: умение услышать и понять, используя приемы непонимания, отражения, перефразирования, резюмирования, прояснения.

3. Активное слушание: умение задавать вопросы открытые, закрытые, альтернативные. Высказывать свое мнение, отношение, интерпретацию.

4. Эмпатическое слушание: умение понимать эмоциональное состояние партнера, невербально настроиться на его состояние.

5. Регуляция эмоционального напряжения: умение снизить эмоциональное напряжение: подчеркнуть общность с партнером, вербализовать эмоциональное состояние свое, партнера; проявить интерес к проблемам партнера.

Халперн, анализируя социальную коммуникацию выделяет правила, способствующие эффективному общению. К ним относятся следующие:

Правило 1.

Сообщайте слушающим только то, что они, по вашему мнению, хотят знать. Информация, которую вы считаете нужным передать, определяется тем, какова цель общения.

Правило 2.

Не сообщайте слушающим то, что им уже известно. Когда вы выступаете с каким-то сообщением перед аудиторией, то соизмеряете объем новой информации, представляемой вами, с информацией, уже известной слушателям. Если вы дадите слишком много свежей информации, они придут в растерянность и не смогут воспринять ее смысл; если же вы будете преподносить своим слушателям слишком много известных им сведений, им станет скучно.

Правило 3.

Изменяйте форму подачи своего сообщения, учитывая уровень знаний, возраст и социальный статус слушателей. Читабельность текста или легкость, с которой может быть понята устная речь зависит в значительной мере от того, насколько близко читателю его содержании. Например, документы, касающиеся сбора налогов или иных правовых вопросов, многим из нас так трудно понять потому, что они пишутся юристами и экономистами и рассчитаны опять же на юристов и экономистов - людей, глубинные представления которых о вопросах, излагаемых в этих документах, отличаются высокой степень конкретности и упорядоченности.

Правило 4.

Говорите правду. Когда мы общаемся друг с другом, предполагается, что передаваемая информация истинна. Это условие обязательно, если мы хотим, чтобы общение было содержательным.

Правило 5.

Представляйте свое сообщение в простой и доходчивой форме. Информация лучше всего воспринимается тогда, когда она излагается простым и доходчивым языком. Отдельные люди полагают, что употребление многосложных слов и замысловатых фраз является признаком интеллекта. Они заблуждаются. Гораздо сложней выразить сложную мысль с помощью простых слов, чем изложить простую идею сложным языком. Превращение наших частных мыслей в понятную языковую конструкцию - отличительная черта процесса познания.

Правило 6.

Не забывайте о манере своей речи и контексте сообщения, если хотите быть понятыми. Смысл сообщения определяется не только словами, которые мы употребляем для его передачи, но также контекстом сообщения и используемой манерой речи. Контекст крайне важен для понимания смысла сообщения. Контекст способствует пониманию постольку, поскольку он влияет на то, как мы воспринимаем поступающее сообщение.