Статистическое изучение уровня жизни населения

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Материальные блага - это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища.

К бытовым услугам - в широком понимании - относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские услуги.

Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.

Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия "образ жизни".

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:

1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения;

3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;

4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.

В 2001 году была принята "Система статистических показателей социально-экономического развития России", имеющая в своем составе раздел "Социальное развитие и уровень жизни народа". Это наиболее детально разработанная система показателей из числа применявшихся в практике государственной статистики - в ней 284 основных показателя, сведенные в 20 тематических групп.

1. Социальная структура общества.

2. Занятость населения и условия труда.

3. Участие трудящихся в управлении государством и общественной жизни.

4. Доходы населения.

5. Денежные сбережения населения.

6. Оплата труда.

7. Общественные фонды потребления.

8. Социальное и бытовое обслуживание населения. В том числе:

а) торговля, общественное питание;

б) транспорт и связь;

в) жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;

г) здравоохранение, физическая культура, туризм; социальное обеспечение;

д) народное образование;

е) культура и искусство.

9. Потребление материальных благ и услуг населением.

10. Имущество населения.

11. Бюджет семьи.

12. Бюджет времени населения.

13. Моральная статистика. В том числе:

а) преступность;

б) административные правонарушения;

в) социально опасные явления, способствующие совершению преступлений и правонарушений.

Поэтому необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России. Система эта включает следующие разделы:

1) обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.);

2) доходы населения;

3) потребление и расходы населения;

4) денежные сбережения населения;

5) накопленное имущество и жилище;

6) социальная дифференциация населения;

7) малообеспеченные слои населения.

Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит завершенной. Так, в нее включены и используются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, "прожиточный минимум - это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг", а "минимальный потребительский бюджет - это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму".

Для расчета индекса цен и тарифов на платные услуги статистические органы с 2000г. ведут ежемесячную регистрацию цен на продовольственные и непродовольственные товары-представители и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

Результат, называемый также индексом стоимости жизни, показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления и ресурсных возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в "Методических рекомендациях" Минтруда России и основан на следующих принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7-15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

Основой всех расчетов является набор продуктов питания прожиточного минимума, включающий продовольственные товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; мясопродукты; молокопродукты; рыбопродукты; яйца; сахар и кондитерские изделия; масло растительное, маргарин. Наборы рассчитаны как для отдельных категорий населения, так и по отдельным территориальным сельским местностям, выделенным с учетом природно-климатических условий.

Стоимостная оценка расходов бюджета прожиточного минимума на продукты питания осуществляется путем оценки натурального набора по каждой группе товаров в средних ценах покупки соответствующих товаров. Средние цены определяются по данным статистики домашних хозяйств.

Общая величина бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи и определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума. Структура бюджета зависит от величины семейного дохода. Для расчетов используется фактически сложившаяся структура расходов 10% наименее обеспеченных семей в базовом периоде. Если фактические данные по району отсутствуют, используется ориентировочная структура расходов.