Статус маргинальности

Современные российские маргиналы - это не традиционные типажи - выходцы из иной культурной среды, эмигранты и пр. Сегодняшние маргинальные группы в России сконструированы социальными переменами последних десятилетий. Как правило, это «старые» группы, уже обнаруженные в социальном ландшафте и описанные. Но сегодня их статус нов и нуждается в осмыслении.

Маргинальный статус - базовый уровень исследования маргинальности, важное звено в его логической цепи. По сути, это основной конструкт, позволяющий исследовать это явление на эмпирическом уровне. [17]

В самом общем виде маргинальный статус можно понимать как позицию промежуточности, неопределенности, в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Проблематику исследования маргинального статуса определяют две группы задач: [18]

Исследование механизмов формирования новой социальной структуры, становления новых типов отношений. Это предполагает обращение к наиболее глубинному уровню - формирования статусных позиций, и, прежде всего, переходных, промежуточных, маргинальных, где наиболее интенсивны «накопления» новых социальных качеств, наиболее ярки и выразительны показатели характера социальных процессов, направления и смысла их развития, наиболее отчетливы новые типы социальных практик.

Исследование особенностей процессов адаптации, происходящих на групповом и индивидуальном уровне в результате трансформации положения.

В понимании маргинального статуса можно выделить основные подходы. Прежде всего, в соответствии с «историей» исследований маргинальности, обратимся к подходу, рассматривающему маргинальный статус как позицию, фиксирующую двойственность положения индивида или группы в ситуации выбора идентификации. Эту двойственность определяет принадлежность к двум или более группам, занимающим неравное положение в иерархии престижа

Другой подход основан на исследовании "структурных источников формирования маргинального статуса. Особый интерес представляет понимание динамики социального статуса. В целом акцент на динамической составляющей социальных изменений, вполне правомерен и обоснован.

Для понимания маргинального статуса представляется важным нормативно-ролевой аспект социального статуса. Маргинальный статус личности - позиция, фиксирующая объективно заданные противоречия в способах поведения, которые определяются, с одной стороны, многообразием статусно-ролевых и функциональных характеристик личности, с другой стороны, промежуточными состояниями перехода из одного статуса в другой. При этом широк спектр случаев маргинального статуса: при переходе индивида из одной социальной среды в другую; при кардинальном изменении образа жизни, вида профессиональной деятельности, системы социальной коммуникации; при смене социального, профессионального, экономического, политического или религиозного статуса.

Таким образом, маргинальный статус характеризует поведенческую, динамическую сторону социальной структуры, акцентирование которой характерно для аномийного или трансформационного состояния социальной структуры.

Конституцией Российской Федерации, а также Законом РФ о праве граждан РФ на свободу передвижения гражданам гарантируется право на свободу передвижения, свободный выбор места жительства или пребывания в пределах Российской Федерации. При этом местом пребывания считается оздоровительное или лечебное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно, местом жительства — жилой дом, квартира, служебные, специализированные и иные жилые помещения, в которых граждане постоянно или преимущественно проживают в качестве собственников, по договору найма, аренды, либо иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 1, 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Кого же считать бездомными? По современным российским законам бездомными считаются граждане, не имеющие определенного (постоянного или временного) места жительства и занятий. При этом понятия «постоянное» и «временное» место жительства, «определенное занятие» четко не определены. [44]

Бездомность, в свою очередь, порождает такое явление, как бродяжничество, масштабы которого в стране огромны. В России на конец 2006 года насчитывалось около 4 млн. лиц без определенного места жительства (данные международной гуманитарной организации «Врачи без границ»). Бродяжничество (от слова «бродяга» — обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий) — это огромная масса трудоспособных граждан с гарантированным правом свободного передвижения, которая кочует по просторам страны. Общественное мнение настроено негативно к таким «свободным» гражданам. Аббревиатура «БОМЖ» стала синонимом ругательства и средством запугивания обывателей.

По нашему мнению, понятия «бездомный» и «лицо без определенного места жительства» не могут считаться полностью идентичными. Несмотря на то, что бездомность по своему характеру является определенным видом социальной патологии, присущей любому государству, бездомными в принципе могут быть вполне успешные в профессиональном плане граждане. В свою очередь, «лица без определенного места жительства» — это «носители» более запущенной «стадии» бездомности. Именно к этой категории следует относить опустившихся попрошаек, алкоголиков, обитателей мусорных свалок и т. п.

О причинах бездомности говорится достаточно много. Основные ее причины: [23]

несовершенство жилищного законодательства,

недостаточное финансирование программ борьбы с алкоголизмом и наркоманией,

недостаток дешевого маневренного фонда жилья,

отсутствие действенных гарантий обеспечения жильем сирот и выпускников детских учреждений,

недостаточная степень адаптации к современным условиям лиц, освобождающихся из мест лишения свободы,

семейные конфликты,

общая нравственно-социальная деградация.

Если человек бродяжничает более пяти лет, вернуть его полноценным гражданином в общество практически невозможно, можно лишь с разной степенью успеха поддерживать его физическое существование.

Также существует еще достаточно многочисленная группа бродяг «по велению души». Русская душа, генетически сформировавшаяся на бескрайних просторах страны, часто стремится к «свободе» и рамки общественных норм для нее становятся тесными. Выработать уважение к государству, жить, не нарушая его законов, — это проблема не одного поколения граждан страны. Следует отмерить, что на протяжении истории существования русского народа государство не очень-то заботилось о своих гражданах, особенно в период смены общественного строя. Адекватно относятся к государству и некоторые представители общества.

Значимым источником пополнения числа лиц без определенного места жительства являются граждане, освободившиеся из мест лишения свободы. Чтобы граждане этой категории не становились бродягами, необходимо еще до их освобождения помочь им определить их будущее место жительства (пребывания) и вид трудовой деятельности. Выходить на свободу также граждане должны не только с документом, удостоверяющим личность, но и с социальной картой, содержащей сведения о здоровье, профессии, трудовых навыках, ближайших родственниках, рекомендациях по выбору предполагаемого места жительства и т. п.