Структура и организация хозяйства Поволжского района

В Поволжском районе можно выделить два подрайона, различающихся по условиям формирования, специализации, особенно сельскохозяйственной, проблемам развития: Среднее и Нижнее Поволжье.

Среднее Поволжье: Республика Татарстан, Пензенская, Самарская и Ульяновская области. Отличается от Нижнего Поволжья высокой плотностью населения, более пестрым его национальным составом. Это главный в районе ареал добычи нефти, мощной нефтепереработки и нефтехимии. Отличается он и многоотраслевым высокоразвитым машиностроительным производством. Специализация сельского хозяйства в разных его частях зависит от природных условий. На северо-западе (большая часть Татарстана, Ульяновская и Пензенская области) преобладают посевы ржи, кукурузы, овса, бобовых и развито животноводство молочно-мясного направления. На юго-востоке Татарстана и в Самарской обл. выращивают главным образом пшеницу, подсолнечник, эфиромасличные (кориандр). Хорошо развито пригородное сельское хозяйство.

Нижнее Поволжье: Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Саратовская области. Подрайон выделяется запасами природного газа, соли, строительных материалов. Здесь развиты энергетика, машиностроение, передельная металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность. Плодородные степные почвы определили направление сельского хозяйства как поставщика волжского товарного хлеба. Главные зерновые культуры: яровая пшеница, просо.

Топливно-энергетический комплекс

ТЭК производит почти треть (27% в 1996 г.) валовой продукции района. В Поволжье ежегодно вырабатывают около 100 млрд кВт∙ч электроэнергии – примерно 10% ее общероссийского производства. По объему производимой электроэнергии район уступает лишь Центральному, Уральскому, Восточно-Сибирскому и Западно-Сибирскому. Район избыточен по производству электроэнергии.

Электроэнергетика Поволжья представлена тремя типами станций: ГЭС, тепловыми и атомными. На его территории находятся мощные ГЭС Волжско-Камского каскада: Волгоградская (2530 тыс. кВт) и Нижнекамская (1080 тыс. кВт).

ГЭС Волжско-Камского каскада играют большую роль в покрытии пиковых нагрузок в энергетической системе европейской части страны. Электроэнергию передают по ЛЭП-500 переменного тока Тольятти – Москва и Волгоград – Москва. Устойчивы связи с Уралом, осуществляемые по ЛЭП-220. Построены ЛЭП-500 Нижнекамская ГЭС – Чебоксары – Нижний Новгород. Развитие в районе нефтепереработки и химии органического синтеза потребовало создания мощной теплоэнергетики. Основным топливом для этих станции служат производимый в районе мазут, энергетические угли Кузбасса и природный газ Оренбургского месторождения. Наиболее крупные ТЭС – Заинская КЭС (2,4 млн. кВт), Нижнекамская, Новокуйбышевская, Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая) и Балаковская ТЭЦ (200 тыс. кВт).

Качественно новый этап в электроэнергетике Поволжья наступил в связи со строительством Балаковской АЭС (мощность 4 млн. кВт).

Ведущий в промышленности Поволжья нефтегазоэнергохимический цикл – крупнейший в стране по масштабам производства и по завершенности. Он включает в себя всю технологическую цепочку последовательной переработки нефти и газа – от их добычи до производства разнообразных химических продуктов и изделий из них. Развитию цикла способствовало, прежде всего, наличие мощной сырьевой базы. Нефтехимические производства смогли развиваться быстрыми темпами благодаря хорошей обеспеченности водными, топливными и энергетическими ресурсами. Важную роль сыграло также положение района в центре европейской части страны, в непосредственной близости от основных потребителей продукции, а также хорошая транспортная обеспеченность.

Основные нефтепромыслы Поволжья расположены в Республике Татарстан, Самарской, Волгоградской и Саратовской областях. На промыслах производят очистку нефти от воды, солей, подготовку ее к дальнейшей переработке, действуют установки комплексной подготовки нефти, с помощью которых при использовании широкой фракции нефтестабилизации извлекают углеводородное сырье. Здесь же и утилизируют попутные нефтяные газы, из которых на Миннибаевском (Татарстан) и Отрадненском (Самарская обл.) газобензиновых заводах вырабатывают сжиженные газы и газовый бензин. Содержание тяжелых углеводородов в попутном нефтяном газе достигает 25%. Процент утилизации его на заводах Поволжья — самый высокий в стране (более 80%). Дальнейшей переработке нефть и газ подвергают на нефтеперерабатывающих предприятиях, где из них получают топливо (автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут), смазочные масла, сжиженные газы (пропан, бутан, изобутан и др.) – ценное сырье для химических производств.

Крупнейшие предприятия нефтепереработки имеются в Самарской обл.: Сызранский завод (возник на базе эвакуированного в годы войны Бакинского нефтеперерабатывающего завода), Куйбышевский завод и Новокуйбышевский нефтехимический комбинат, Волгоградский нефтеперерабатывающий завод – ведущий в стране по выработке смазочных масел. Здесь сосредоточено около 15% производства масел в России, а объемы производства авиационных и трансмиссионных масел составляют соответственно 20 и 50% от их общероссийского производства. Нефтепереработка есть в Саратове; технологическая установка по переработке нефти создана на Нижнекамском нефтехимическом комбинате. Для нефтеперерабатывающих заводов района характерно высокое качество выпускаемой продукции – большая доля неэтилированных бензинов, пониженное содержание серы. В настоящее время в районе перерабатывают не только поволжскую нефть, но и поступающую по нефтепроводам Актау – Самара, Самотлор – Тюмень – Курган – Уфа – Альметьевск.

Добычу и переработку нефти ведут несколько нефтяных компаний. Большую часть добычи (66%) осуществляет нефтедобывающее объединение АО «Татнефть» с объемом добычи 25 млн. т.

Основные по переработке нефти – крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании России, например ОАО «Лукойл», «Сиданко».

Углеводородное сырье используют для производства минеральных удобрений, синтетического этилового спирта, синтетического каучука, пластмасс и пр.

Для нефтегазоэнергохимического цикла Поволжья характерна высокая территориальная концентрация производства. В районе сложилось несколько крупных нефтехимических узлов. Сочетания нефтехимических производств в наиболее законченном виде возникли в пределах Самарской Луки: в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Тольятти. Новокуйбышевский нефтехимический комбинат – крупнейший производитель синтетического спирта, полиэтилена высокого и низкого давления. В Тольятти находятся заводы по производству синтетического каучука, минеральных удобрений. В Нижнекамске создан крупнейший в мире универсальный комплекс нефтехимических производств, выпускающий синтетический каучук, стирол, полиэтилен; построен шинный завод. На Нижнекамском нефтехимическом комбинате работают самые мощные в стране установки по переработке широкой фракции углеводородов.

В Казани построен завод органического синтеза по выпуску полиэтилена высокого и низкого давления. Частично используя нефтехимическое сырье Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, работают химические предприятия в городах Волгограде и Волжском. Волжский химический комбинат выпускает синтетический каучук, спирт, искусственное волокно; организовано производство шин и резинотехнических изделий. На Волгоградском химическом комбинате на базе переработки соли и природного газа создано производство соды, каустика, хлора, ядохимикатов, ацетилена, удобрений, хлорорганических продуктов, полихлорвиниловых и эпоксидных смол. Меньшее по объему сочетание химических производств есть в Саратове (синтетический спирт, искусственные волокна), Энгельсе и Балакове (искусственные волокна). На базе Астраханского газоконденсатного месторождения работает Астраханский газовый комплекс, включающий газопромыслы и газоперерабатывающий завод. Комплекс специализирован на выпуске технической газовой серы, автомобильного бензина, дизельного и котельного топлива, пропанобутановой фракции.

Для дальнейшего развития нефтегазохимического цикла Поволжья необходимо:

1) усилить сырьевую базу путем открытия новых месторождений нефти и газа;

2) реконструировать и модернизировать важнейшие предприятия цикла, поскольку они созданы в основном в 60—70-е гг. XX в. и имеют чрезвычайно высокий износ промышленно-производственных фондов;

3)внедрить в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность новые, экологически безопасные технологии, что позволит улучшить экологическую ситуацию в районе.

Машиностроительный комплекс

Машиностроительный комплекс, на который приходится треть производимой промышленностью продукции, объединяет разнообразные машиностроительные производства. В Поволжье выпускают значительную часть общероссийского производства станков, автомобилей, подшипников, электротехнических изделий, приборов, вычислительной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования для нефтехимии, строительной техники. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, велосипедов, пассажирских и сухогрузных судов, танкеров.

Авиационная промышленность возникла в годы войны в городах Самаре и Саратове. В настоящее время она специализирована на производстве самолетов и вертолетов (Самара, Саратов, Казань, Ульяновск).

Поволжье – крупнейший в стране производитель автомобилей. На него приходится более 15% российского выпуска грузовых и 78,3% легковых автомобилей. Для развития этой отрасли в районе имеются все необходимые предпосылки: он находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.

Волжский автозавод в г. Тольятти выпускает более 700 тыс. автомобилей в год. По технической оснащенности цехов, уровню механизации и автоматизации, производительности труда он ведущий в автомобильной промышленности страны. ВАЗ имеет обширные связи по кооперации.

В комплектации автомобиля «Жигули» участвуют Нижнекамский завод (покрышки), Волжский завод резинотехнических изделий (прокладки, уплотнители, резиновые кольца), заводы г. Димитровграда (тканевые материалы для обивки и утепления салона, кузовная арматура, карбюраторы, вкладыши), а также предприятия, специально построенные для ВАЗа в других районах страны, например Вологодский подшипниковый завод.

КамАЗ – крупнейшее в стране предприятие по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности. В его составе семь заводов: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный, колесный, ремонтно-инструментальный. Автомобильный завод спроектирован на выпуск в год 150 тыс. машин различных модификаций грузоподъемностью 8 т. В настоящее время производство автомобилей сократилось до 20,2 тыс. штук. КамАЗ имеет более 100 предприятий-смежников, обеспечивающих поставки необходимых комплектующих изделий.

Ульяновский автозавод возник в 1941 г. на базе эвакуированного московского ЗИЛа. Здесь создана серия автомобилей УАЗ высокой проходимости грузоподъемностью 0,8 т, предназначенных для перевозки мелких партий грузов по дорогам не только с твердым покрытием, но также по грунтовым и проселочным. В г. Сердобске (Пензенская обл.) организован филиал ЗИЛа, а в Балашове – завод, выпускающий автомобильные прицепы. 100% российского производства троллейбусов дает завод в г. Энгельсе.

Традиционная отрасль Поволжья – речное судостроение. Крупнейший центр судостроения и судоремонта – г. Астрахань.

Для обеспечения сельского хозяйства и нефтяной промышленности – важных отраслей хозяйственного комплекса района – машинами и оборудованием создано сельскохозяйственное и нефтяное машиностроение. Выделяется Поволжье также производством подшипников (Самара, Волжский), станков (Самара, Ульяновск), электротехнических изделий (Самара, Казань), вычислительной техники (Казань), приборов (Пенза).

Легкая промышленность

В легкой промышленности важное место занимает текстильная, представленная производством шерстяных (суконных) и хлопчатобумажных тканей. Старейшее в районе шерстяное производство возникло еще до революции. Его центры находятся в Ульяновской и Пензенской областях (Барыш, Языково, Сурск и др.). Крупный Камышинский хлопчатобумажный комбинат в Волгоградской области обеспечивает потребности района в своей продукции. Синтетические ткани из капрона выпускают в г. Балашове (Саратовская обл.).

С начала 90-х гг. XX в. промышленность всех субъектов РФ в районе переживает резкий спад производства, объясняемый изменением экономической ситуации, появлением новых форм собственности, слабыми темпами проведения экономических реформ. Сказывается отсутствие и государственной, и региональной политики развития района. Проведению региональной политики должно способствовать создание ассоциации «Большая Волга», которая включает Волго-Вятский и Поволжский районы. Основная ее задача – объединение финансовых, промышленных, сырьевых ресурсов в рамках единого экономического пространства. Предусматривается проведение единой экономической политики структурных преобразований, крупных финансовых и коммерческих операций, совместного промышленного строительства, реализации крупных научно-технических проектов.

Динамичное развитие промышленности невозможно без формирования банковско-финансовой инфраструктуры – финансово-промышленных групп, корпораций, консорциумов, транснациональных компаний. Такую инфраструктуру уже начали создавать. Одна из первых финансово-промышленных групп в районе – АО «Волжский оргсинтез», ставший соучредителем трех банков и владельцем крупных пакетов акций некоторых предприятий и фирм городов Волгограда и Волжского.

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс Поволжья представлен развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью межрайонного значения. Район издавна был одним из важнейших земледельческих в стране. В настоящее время он занимает первое место в России по площади сельскохозяйственных угодий (18,7%). Из 25,5 млн. га посевной площади примерно 18–19 млн. га заняты зерновыми культурами. На район приходится 18,4% российского производства зерна. По этому показателю он уступает лишь Северо-Кавказскому. Особое место в зерновом хозяйстве занимает производство яровых высокобелковых и твердых сильных пшениц. Посевы озимой пшеницы расположены в основном на Правобережье, в Саратовской и Волгоградской областях, где зима значительно мягче, чем в Заволжье.

Поволжье выделяется среди других районов и выращиванием крупяных культур. В хорошо увлажненных его частях выращивают гречиху, а в более засушливых – просо. В Астраханской обл. выращивают рис.

Технические культуры занимают существенно меньшие посевные площади. Преобладают в их посевах масличные: подсолнечник, горчица. Подсолнечника особенно много в Саратовской обл. Горчицу выращивают в Волгоградской и Саратовской областях. По производству горчицы Поволжье занимает первое место в стране.

Из других культур стоит отметить коноплю (Пензенская и Ульяновская обл.), лен-долгунец (Татарстан, Ульяновская обл.), кориандр и мак (Самарская и Саратовская области).

Отрасли специализации сельского хозяйства Поволжья – овощеводство и бахчеводство. Основной ареал их выращивания – Волго-Ахтубинская долина Астраханской обл. Широко известны астраханские помидоры и высокосахаристые арбузы.

Развито животноводство молочно-мясного и мясошерстного направления. Район дает 14,1% общероссийского производства мяса и 13,7% молока.

В полупустынной зоне развито овцеводство. В Калмыкии большое значение имеют коневодство и производство кумыса.

Важнейшая проблема развития сельского хозяйства района – необходимость проведения работ по орошению земель, обводнению пастбищ. Острозасушливая зона Поволжья охватывает территории Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, Республики Калмыкия. Периодически повторяющиеся здесь засухи резко снижают урожайность зерновых (в Саратовской обл., например, с 25 до 5 ц/га), особенно (в 10—15 раз и более) в левобережных районах зоны сухих степей.

В районе действует несколько оросительных систем: Саратовский оросительно-обводнительный канал, Палласовский оросительный канал, Тажинская, Тольяттинская и Приволжская оросительные системы. Основным принципом ирригационного строительства становится создание не отдельных каналов, орошающих сравнительно небольшие площади, а крупных инженерных систем регулярного действия и закрытого типа. На территории района можно выделить три основные зоны орошения: Поволжскую возвышенность, Заволжские сырты и Прикаспийскую низменность. В Волго-Ахтубинской пойме, где удачно сочетаются жаркий климат, большие площади плодородных земель, обилие воды для орошения, хорошо произрастают бахчевые культуры, капуста, лук, баклажаны, кабачки, особенно помидоры. На долю Волго-Ахтубы приходится около 1/з помидоров и более 3/4 арбузов, выращиваемых в России. Однако спрос на астраханские помидоры и арбузы не удовлетворяется. Резко увеличить их производство можно только на поливных землях. Средняя урожайность овощей на поливных землях 100—120 ц/га, но она может быть увеличена до 400–500 ц/га.

Важная часть агропромышленного комплекса – пищевая промышленность. Условия для ее развития исключительно благоприятны: обеспеченность сельскохозяйственным сырьем, значительные производственные мощности, потребности населения Поволжья и других районов страны.

Кроме обычных для любого экономического района отраслей, обеспечивающих местное население продуктами питания (мясом, маслом, молоком, хлебом), пищевая промышленность Поволжья имеет несколько производств общероссийского значения. Старейшая отрасль его пищевой индустрии – мукомольная – развита в Саратовской, Самарской и Ульяновской областях. Район самый крупный в России по вывозу муки. Переработкой соли выделяются предприятия Волгограда и Волгоградской обл. В Астраханской обл. сконцентрированы рыбные заводы, выпускающие различную продукцию, особенно из осетровых рыб.

Транспортная система

В районе представлены все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, авиационный, автомобильный и трубопроводный. Основные транспортные и инженерно-технические «оси» развиваются в широтном направлении и обеспечивают доставку в район сырья: нефти, газа, угля, металла.

Из шести железнодорожных магистралей, соединяющих западные и восточные районы страны, пять пересекают Поволжский район. Они проходят через Казань, Бугульму, Самару, Саратов, Астрахань. Самое мощное и загруженное Самарское направление – важное звено Транссибирской магистрали. У Кинеля к нему примыкает Среднеазиатское направление. Загрузка транспортной сети на Самарском участке превышает средние показатели примерно в пять раз. Железнодорожная сеть района улучшилась благодаря укладке вторых путей на магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Внутрирайонные связи осуществляются по меридиональной железной дороге Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Иловля, которая имеет выход на Волгоград и Казань.

По развитию водного транспорта Поволжье занимает ведущее место в стране. Гидротехническое строительство и заполнение водохранилищ превратило Волгу в глубоководный путь. По Волго-Камскому пути и через систему каналов район имеет выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Основные перевозимые по этому пути грузы – зерно, нефть, строительные материалы. С низовий Волги вверх движутся баскунчакская соль, астраханские и камышинские арбузы, овощи, рыба. Среди массовых грузов, перевозимых вниз по Волге, преобладает лес.

Из общего объема перевозок грузов около 70% приходится на межрайонные. Часть сырья, проходящего через район транзитом, остается в поволжских городах и используется многими отраслями их промышленности: машиностроительной, химической, деревообрабатывающей и др.

В Поволжье сформирован мощный трубопроводный транспорт, по которому нефть из районов добычи направляется во все районы страны и на экспорт. Основные направления: Альметьевск – Нижний Новгород – Ярославль – Москва – Рязань; Самара – Новороссийск; Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь и далее в страны Восточной Европы (нефтепровод «Дружба»).

Перспективы развития хозяйства

В развитии хозяйства Поволжского экономического района можно выделить несколько важных направлений.

Прежде всего, это дальнейшее развитие нефтегазохимического комплекса. Для этого необходимо расширение собственной сырьевой базы. Наиболее перспективна Прикаспийская низменность на территории Астраханской обл. Не исчерпаны запасы и в старых районах нефтедобычи – в восточном Татарстане и Самарской обл. Главная задача в расширении сырьевой базы – усиление геологоразведочных работ, значительно свернутых в последнее время.

Для дальнейшего развития нефтегазохимического комплекса необходимы также реконструкция и модернизация существующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, внедрение новых технологий, позволяющих углубить переработку нефти, повысить качество готовой продукции. Сложившаяся чрезмерная концентрация предприятий нефтехимического комплекса на территории района не благоприятна для создания новых предприятий. Тем не менее, в Татарстане необходимо устранить имевшийся долгие годы дисбаланс, дополнив добычу нефти развитием собственной нефтепереработки.

Особое внимание в перспективе должно быть уделено машиностроительному комплексу района, многие предприятия которого уникальны. Это касается, прежде всего, авиационной и ракетно-космической промышленности, производств военно-промышленного комплекса. От уровня развития этих отраслей в значительной степени зависит безопасность страны. Необходимы федеральные программы развития и государственная поддержка предприятий, позволяющие не только сохранить их, но и существенно модернизировать.

Автомобилестроение района уже сейчас прочно занимает первое место в России по выпуску автомобилей. Оно еще более укрепится после полного ввода в действие Елабужского завода в Татарстане. Одна из важнейших задач отрасли – усиление связей по кооперированию между автомобильными заводами и предприятиями-смежниками в районе. Именно автомобильная промышленность сможет обеспечить рабочими местами значительную часть населения Поволжья.

Важной проблемой, требующей своего решения в перспективе, остается расширение орошаемых сельскохозяйственных земель. После распада Союза роль Поволжья в обеспечении страны сельскохозяйственными продуктами усилилась. В то же время климатические условия района не позволяют получать в нем гарантированные урожаи без орошения. Существовавшие программы строительства новых каналов, оросительных систем в настоящее время свернуты, не финансируются.

В перспективе возможно существенное улучшение транспортного положения района в связи со строительством двух новых железнодорожных мостов через р. Волгу – ус. Пристанное в Саратовской обл. и у г. Ульяновска.