Структура современного машиностроения

Общее машиностроение

Общее машиностроение является ведущей отраслью современного машиностроения, хотя его доля в отраслевой структуре заметно снизилась по сравнению с 80-ми гг. Это связано с сокращением производства сельскохозяйственных машин, текстильного оборудования и т.п. В то же время увеличился выпуск дородно-строительных машин и появились новые производства – например, робототехника, конторское оборудование и т.п.

Общее машиностроение очень многопрофильно, по различным классификациям в него включают от 300 до 360 основных производств. Среди них станкостроение, выпуск производственного оборудования, сельскохозяйственных машин, дорожно-строительного оборудования, двигателей, насосов, полиграфического оборудования. Происходит систематический сдвиг общего машиностроения в менее развитые страны, куда передаются наиболее трудоемкие виды производства. Особенно это заметно в таких отраслях, как судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство дорожно-строительных машин.

Станкостроение – отрасль машиностроения, выпускающая металлорежущие деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины, режущие, измерительные, абразивные инструменты, оснастку для станков и оборудования. Новейшее машиностроение ориентировано на выпуск робототехники, эластичных поточных линий на основе станков с ЧПУ, сенсорных агрегатов и т.п.

Станкоинструментальная промышленность не является производителем конечной продукции для общественного потребления и поэтому играет первостепенную роль в развитии отраслей машиностроения и металлообработки как база для оснащения этих отраслей промышленности средствами производства. Станкостроению, как ни одной другой отрасли машиностроения, свойственна цикличность развития с подъемами или спадами: при первых признаках экономического спада заказы на станки резко сокращаются. Последующие диспропорции между предложением и спросом приводят к ценовым войнам между поставщиками.

Темпы роста станкостроения в 90-х гг. были умеренными. В 2000 г. общее мировое производство станков оценивалось в 37 млрд долл., а их экспорт – в 20 млрд долл. Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мере индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее 4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40%), затем идут страны АТР (35%) и Северная Америка (15%). Это отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения. В мировом хозяйстве выделяются следующие страны с развитым станкостроением: США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия, Россия. [8, c.256]

Для ряда стран, особенно Швейцарии, Германии, Швеции, Великобритании и США, характерна специализация на выпуске особо сложных, дорогостоящих видов станочного оборудования, обеспечивающих высокопроизводительную прецизионную технологию обработки металлов.

Особенно больших успехов в области производства высокоточных станков и робототехники добилась Япония (50-60% мирового производства промышленных роботов). США специализируются также на выпуске систем автоматизированного проектирования (80% мирового производства). Более простое оборудование выпускают Италия, Испания, страны СНГ, Китай, страны Центральной и Восточной Европы. На группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска станочного оборудования (по стоимости), включая производство станков в Республике Корея и Бразилии.[13, c.70]

Станкостроительная отрасль широко представлена на мировом рынке. В середине 90-х гг. ХХ столетия в структуре мировой торговли продукцией станкостроения 20% принадлежало Японии, 18% - Германии, 6% - США, 8% Италии, 7% - Швейцарии, 3,5 – о. Тайвань, 2,5 –Великобритании, другим странам по одному и менее одного процента. К началу ХХI в. ситуация остается прежней.

Значительный спад производства станков с начала 90-х гг. наблюдается в России – одном из бывших лидеров мирового станкостроения. Выпуск металлорежущих станков с 1990 г. уменьшился почти в 14 раз. При этом в отличие от других отраслей машиностроения, станкостроение не проявило тенденции к росту в последние несколько лет. Продукция отечественного станкостроения не востребована большинством российских предприятий, хотя износ оборудования в нашей промышленности достигает 75%, а средний возраст станков превышает 20 лет. Из имеющегося парка станков около 1,5 млн штук полностью выработали свой ресурс. Замедление обновления парка технологического оборудования в отраслях промышленности страны, прежде всего в машиностроении, привело к значительному старению и негативным изменениям структуры средств производства. Доля станков с ЧПУ в парке России составляет около 5%, в то время как в развитых странах эта доля превышает 10% (например, в Германии – 50%). К крупнейшим центрам станкостроения в России относятся Москва, Рязань, С.-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Ульяновск.

Иначе размещены предприятия сельскохозяйственного машиностроения. В развивающихся странах выпускается до 40% сельскохозяйственных машин, 30% тракторов. Тем не менее, различия между сельскохозяйственным машиностроением высокоразвитых и развивающихся стран весьма существенны. В первых преобладают не просто сложные машины, но явно проявляется специализация на выпуске оборудования для комплексной механизации ферм, в то время как во вторых машиностроение специализируется на машинах для полеводства. Мало того, развивающиеся страны очень часто специализируются на выпуске продукции, которая в ведущих странах уже не производится. Так, Бразилия в 80-е гг. выпускала до 100 тыс. штук жнеек.

Для этих производств типична наиболее широкая среди всех отраслей общего машиностроения номенклатура. Все другие виды машин выпускаются в гораздо меньших количествах и, главное, довольно четко прослеживается закономерность в их размещении: чем сложнее вид машины, тем выше экономический и технологический уровень производителя, чем проще машина, тем чаще её производство размещают в странах третьего мира. Чем сложнее производство, тем уже круг производителей.

Весьма ограничен круг производителей продукции тяжелого машиностроения. В прошлом вся номенклатура тяжелого оборудования производилась только в США, Японии, Германии и в какой-то мере Великобритании. Все остальные страны по сути производят только ограниченную номенклатуру изделий, которые имеют спрос на мировом рынке, и вынуждены больше ввозить изделий тяжелого машиностроения, чем вывозить. К первой группе постепенно начал подтягиваться Китай, но эта отрасль ни по количеству, ни по качеству продукции не удовлетворяет внутренний спрос. Хотя Китай уже появился на рынках с маломощной и несложной техникой, он все же прежде всего является импортером продукции тяжелого машиностроения.

Остальные же поставщики продукции выделяются на мировом рынке только отдельными изделиями: например, Швеция поставляет оборудование бумажной промышленности, так же, как и Финляндия; Австрия – оборудование для металлургических заводов. Известно машиностроение Швейцарии, Бельгии, Нидерландов. Только у Франции и Италии номенклатура продукции тяжелого машиностроения более широка, но тем не менее полностью они свой рынок не удовлетворяют. В целом крупнейший экспортер продукции общего машиностроения – Германия, второе место – у США и только третье у Японии.

Транспортное машиностроение

Производство транспортных средств – вторая по значению отрасль современного машиностроения. Она включает изготовление наземных транспортных средств (автомобили, локомотивы и вагоны для железных дорог), водных (морские, озерные и речные суда), воздушных (самолеты и вертолеты), а также комплектующих изделий для них (двигатели, запасные части) и ремонтные предприятия. Продукция транспортного машиностроения имеет четко выраженное двойное назначение – гражданское и военное, что определяет организацию фирм и предприятий, которые выпускают продукцию обоих направлений.

Автомобилестроение, зародившееся в конце XIX в., принято относить к новым отраслям промышленности, которая является главной составной частью транспортного машиностроения. Более того, во многих промышленных странах она обеспечивает от 5 до 10% всего производства ВНП. Но значение её выходит далеко за рамки транспортной подотрасли.

Автомобильная промышленность играет в экономике крупнейших промышленно развитых стран выдающуюся роль. В ФРГ, например, занимавшей по выпуску автомобилей третье место в мире, вслед за США и Японией, в конце 80-х гг. на нее приходилось 12% всех занятых в обрабатывающей промышленности, 13% объема её продукции, 18% всего экспорта (1-е место), в Японии – 1/10 всей продукции обрабатывающей промышленности и около 1/5 всего экспорта (также 1-е место).

Мировое производство автомобилей к концу 90-х гг. вплотную приблизилось к 60 млн машин в год; более 2/3 из них приходилось на легковые и комбинированные автомобили и около 1/3 – на грузовики и автобусы. Из легковых и комбинированных автомобилей более 1/5 производится в Японии, почти столько же – в Северной Америки, около 2/5 – в странах Европы, где выделяются Германия (более 13%), Франция (более 9%), Италия и Испания. В производстве грузовиков также первенствуют США и Япония, но в выпуске машин грузоподъемностью более 16 тонн впереди Германия. Из развивающихся стран значительными мощностями по выпуску автомобилей (принадлежащими во многих случаях иностранным ТНК) располагают Республика Корея, Бразилия, Китай, Мексика, Индия, Аргентина; в большинстве других стран автомобилестроение представлено почти исключительно чисто сборочными и авторемонтными заводами.

За последнее десятилетие в размещении автомобилестроения произошли значительные изменения, связанные с политическими переменами и либерализацией условий развития хозяйственных связей стран Запада с постсоциалистическими странами, что во многом объясняется стремлением западноевропейских стран закрепиться на потенциально перспективных рынках стран Центрально-Восточной Европы и использовать их дешевую рабочую силу.

Автомобилестроение тесно связано с другими отраслями современной промышленности. Одна из важнейших тенденций – возрастание в стоимости автомобилей доли электротехнического и электронного оборудования, уже доходящей в новейших марках легковых автомобилей до 20% и более.

Автомобилестроение – одна из самых монополизированных отраслей машиностроения в мире. Из 250 автомобильных компаний 95% автомобилей выпускает всего 20 фирм, которые распространили производство, сборку и ремонт машин почти во все страны мира. Волна слияний и поглощений автомобилестроительных ТНК, а также активное развитие иных форм международного сотрудничества корпораций в последние годы свидетельствует о том, что автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень взаимной интеграции которых продолжает увеличиваться.

Судостроение – типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине ХХ в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка. Данная отрасль все более становится уделом стран с дешевой рабочей силой и относительно меньшими требованиями к её квалификации.

По мере интернационализации мирового хозяйства, специализации и кооперирования транспортное судостроение развивалось исключительно высокими темпами. Причем в судостроении хорошо просматривается специализация по видам и назначению судов. Япония, Республика Корея выпускают в основном крупнотоннажные танкеры, автомобилевозы, сухогрузы и комбинированные суда. Франция специализируется на строительстве танкеров и рефрижераторов. Германия выпускает контейнеровозы, автомобилевозы, быстроходные суда. Швеция – крупнотоннажные танкеры и сухогрузы. Финляндия производит ледоколы, пассажирские и рыболовные суда. Широкое развитие получило строительство пассажирских круизных лайнеров, контейнеровозов, рыбоконсервных плавучих баз, научно-исследовательских судов; большой удельный вес в судостроении имеет военно-морской флот.

Со второй половины ХХ в. в мировом судостроении первые места по количеству и тоннажу спущенных на воду морских судов (млн брутто регистровых тонн (млн БРТ)) занимают Япония (8-10 млн БРТ), Республика Корея (4-5 млн БРТ), Германия (0,9 млн БРТ). За ними идут Сингапур, о. Тайвань, Польша, Дания, Испания, Великобритания, Китай, Франция, Бразилия, Финляндия и др.

Накануне XXI в. в области морского судостроения на первые позиции выходит Республика Корея. Таким образом, классические судостроительные державы – Великобритания, Нидерланд, Германия, - по-видимому, навсегда уступили лидерство в этой области машиностроения, как и во многих других областях экономики.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) – типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т.п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Более того, отмечается традиционная связь, техническая и НИОКР-зависимость АРКП от военно-промышленного комплекса высокоразвитых стран во главе с США и бывшим СССР.

Стоимость продукции авиационной промышленности мира в середине 90-х гг. оценивалась в 250 млрд долларов, примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной промышленности. Ежегодное изготовление крупных пассажирских самолетов не превышает в мире одной тысячи; столько же, примерно, и вертолетов. Значительно большее тиражирование самолетов связано с изготовлением легких машин для спорта, связи, медицинской помощи, сельского хозяйства и деловых услуг.

Производство трансконтинентальных лайнеров отличается высоким уровнем монополизации. Конкуренция на мировом рынке авиакосмической техники вынуждает фирмы к интеграции. Так, произошло слияние американских фирм «Боинг» и «Магдоннел-Дуглас». Европейская «Эйрбас индастри» объединила авиационные фирмы Франции, ФРГ, Великобритании и Испании.

Самолеты среднего класса для внутренних авиалиний, а также легкие машины и двигатели к ним выпускают более 20 стран мира, но самым мощным ареалом АРКМ являются (после распада СССР) США.[13, c.77]

Расширяется число стран, производящих ракетную технику, в том числе спутниковые системы для мирных и военных целей, среди которых лидируют США (фирмы «Локхид Мартин», «Нартроп Грумман», «Юнайтед Текнолоджи») и Россия. К созданию своих национальных АРКП приступили Индия, Япония, Китай. На очереди, возможно, Бразилия, Пакистан и др.

Электроника и электротехника

В настоящее время электротехника и электроника выделились в две самостоятельные отрасли и постепенно стали наиболее динамично развивающимися во всей промышленности. Динамизм их определяется преимущественно быстрым развитием электронной подотрасли, а в ней – главным образом производством микроэлектроники, ставшей электронной основой новой научно-технической революции.

Электроника как сплав современной науки, техники и технологии приобрела сегодня исключительное значение. Практически нет сферы человеческой деятельности, где бы продукция электронной промышленности не нашла применения. Электронная промышленность – самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями.

В машиностроении отдельных стран электронная промышленность заняла ведущие позиции. Это относится главным образом к ряду стран НИС Азии (Сингапур, Республика Корея и др.), где она стала отраслью государственной специализации. В некоторых из этих стран на электронную промышленность приходится более половины стоимости всей продукции индустрии. В странах с развитым машиностроением производство электроники потеснило ряд традиционных отраслей машиностроения и доля его весьма высока: по ряду оценок, в США она достигала 46%, а в Японии – 40%.

Самая высокая доля (до 45%) общего объема продукции отрасли в стоимостном выражении приходится на различные виды вычислительной техники – от калькуляторов до сложнейших компьютеров, используемых в производстве, в военном и другом оборудовании. Весьма значителен удельный вес комплектующих изделий, особенно микросхем и других компонентов, - 20%. Около 5-8% составляет доля оборудования для систем связи и примерно 10% - всей массовой бытовой электронной аппаратуры. До 15% приходится на разного рода медицинское, научное и другое электронное оборудование. В целом до 2/3 всей продукции электронной промышленности это сложнейшая наукоемкая техника.

Производство электронных средств обработки информации и предоставление услуг в мире только за 1955-1990 гг. выросли с 0,2 до 360 млрд долл., т.е. они стали сопоставимы со стоимостью всей добываемой на планете нефти. Около половины стоимости этой группы приходится на средства технического обеспечения – прежде всего на компьютеры.

Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подавляющую их часть дают 20-25 крупнейших. Среди них абсолютный лидер – «ИБМ», на долю которой приходится свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьютеров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.

Несмотря на то, что в последние годы ТНК проникли в государства Восточной Европы, в том числе в Россию, сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Японии, Западной Европы относят к белой сборке. Они ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. В ряде же индустриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по «отверточной технологии» из импортных комплектующих. Данное производство, характеризующееся меньшей надежностью и рассчитанное на менее требовательного покупателя, называют желтой сборкой. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми её преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».

География компьютерной промышленности мира определяется деятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Европы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10-15% (каждой из них).

Активные электронные компоненты – главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электронной промышленности (например, транзисторы, интегральные схемы). Стоимость их производства в мире за 1958- 1997 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%). Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистами на протяжении четверти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупроводников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.

Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, так как потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относительно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. 55% мирового производства приходится только на США, Японию и ФРГ.

Бытовая электронная техника – самый массовый и доступный вид продукции отрасли, включающий производство средств радиосвязи, бытовых приемников, телевизоров, аудио- и видеоаппаратуры. Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпела во второй половине ХХ в. значительные изменения, вызванные уменьшением доли аудиоаппаратуры. Заметные сдвиги произошли и в географии производства. В 1990г. новые индустриальные страны давали уже более трети этой продукции. Изменилась роль отдельных развитых государств. Так, сильно уменьшилась доля США (около 13%), в меньшей степени Западной Европы (18%). Значение Японии как крупнейшего в мире продуцента бытовых электронных товаров (более 40%) сохранилось. Эти государства держат свои позиции в изготовлении наиболее сложной, наукоемкой и дорогой бытовой продукции.

Спрос на программное обеспечение стремительно растет. Объем продаж программ в последние годы возрастает на 8-10% быстрее, чем объем продаж самих компьютеров. География мирового производства программного обеспечения характеризуется очень высокой долей США, которые в целом контролируют до 70% рынка (из восьми ведущих мировых фирм – семь из США).

В настоящее время происходят серьезные сдвиги в географии электронной промышленности. В 2003 г. более 90% мирового производства электроники было сконцентрировано в странах Западной Европы, США и Японии, со связанными с ней «драконами» Юго-Восточной и Восточной Азии. По прогнозам консалтинговой фирмы DECISION, опубликованным в ноябре 2003 г., к концу 2007 г. доля этой группы стран сократится до 60%, а в число важнейших производителей войдет Китай.

В структуре электротехнической промышленности по назначению своей продукции четко выделяются две группы производств. Первая группа – сильноточные производства, выпускающие сравнительно дорогостоящую продукцию промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы, выпрямители, электродвигатели разной мощности). Вторая группа – слаботочные производства, дают массовую и, как правило, дешевую продукцию для широкого использования во всех отраслях народного хозяйства и в быту. К ней относится изготовление светотехнических, электроустановочных изделий, химических источников получения тока и др. Небольшая группа промышленно развитых стран Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция), США и Япония, а также СССР (до 1991 г.) – крупнейшие продуценты сильноточного оборудования Производство слаботочной аппаратуры по-прежнему сконцентрировано в США, ФРГ и некоторых других европейских странах, хотя в последнее время наблюдается его постепенное перемещение в менее развитые страны.