Сущность анкетного опроса

Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных документах, используемых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношений в трудовых коллективах, о семейной жизни и бытовой деятельности и т. д. и т. п. Источником такой информации, необходимой для научного изучения социальных процессов, являются непосредственные участники этих процессов - люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроениях, поступках и об окружающей их реальности. Получить такую информацию можно с помощью анкетного опроса.

Метод анкетного опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, поскольку позволяет по сравнительно небольшим совокупностям судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов на изучаемом объекте в целом.   Проведение анкетирования с привлечением достаточного числа квалифицированных анкетеров позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений.  

Итак, анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др. [26]

Назначение социологической анкеты в том, чтобы с его помощью замерить определенные переменные, имеющие отношение к предмету исследования, например, мнения или установки респондента по интересующему исследователя вопросу, некоторые социально-демографические характеристики респондентов и пр.

Анкетный опрос.

Само название этого метода предполагает структуру: два крайних полюса – исследователь и респондент, а также звено, опосредующее их отношения. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты. Исследователем в социологии называют лицо, занимающееся научным исследованием. Респондент - это лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью. Опросный лист заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней, должно быть предельно ясно респонденту. Кроме того, выделяется процессуальная структура этого метода, т.е. основные этапы его осуществления, к которым относятся:

Подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, подбор и подготовка анкетеров, решение организационных проблем).

Оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления.

Результирующий этап – обработка полученной информации.

Более подробно процессуальная структура будет рассмотрена позже.

Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. При разработке анкеты необходимо обратить внимание на ее структуру, она включает в себя несколько элементов:

титульный лист;

вводная часть;

основная часть;

социально-демографическая часть;

заключительная часть.[10]

Титульный лист, содержит название организации проводимой исследования, дату исследования, город, где проводится организация.

Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к опрашиваемому, сообщает о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании результатов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих результатов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различные виды вопросов. Ее задачи - создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения.

Основная часть содержит вопросы, направленные на получения необходимой информации, она не должна быть слишком большой (не более 30 вопросов) и не должна содержать подряд несколько вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение монотонности и утомления.

В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

Последняя часть анкеты – это заключительная часть, здесь кратко выражается цель анкеты, выражается благодарность за заполнение анкеты, и гарантируется анонимность опрашиваемого.

Пути проведения анкетирования среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Анкеты могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать.

Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера. Основанием для такого утверждения служит прежде всего то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным. В результате может оказаться, что так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.

В современной социологической науке различают несколько видов анкет:

1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

- прессовый, связан с изучением аудитории различных источников информации (газета, журнал, радио, телевидение) и основано на публикации (трансляции) текста анкеты, обращенной к потенциальным респондентам (читателям, зрителям, слушателям) с просьбой вернуть заполненную анкету к назначенному сроку. Достоинство этой разновидности анкеты в его организационной простоте. Главным недостатком прессовой анкеты является неуправляемый исследователем возврат анкет, отсутствие возможности получить репрезентативную информацию о генеральной совокупности. Публикация анкеты в газете, журнале является своего рода заочной читательской конференцией, где состав присутствующих определяется не исследователем, а потенциальными респондентами, получившими приглашение участвовать в опросе. При этом совокупность лиц, ответивших на опубликованную в прессе анкету, может отличаться от интересующей исследователя генеральной совокупности по признакам, весьма существенным для изучаемой проблемы;

- почтовый, предполагает рассылку анкеты по домашним или рабочим адресам с просьбой к респонденту вернуть заполненную анкету исследователю. Преимущества почтовой анкеты связаны в основном с организационно - экономическими параметрами. Он экономичен: не требует подготовки штата анкетеров или интервьюеров, его стоимость сводится к тиражированию вопросника и почтовым расходам; оперативен: на стадии распространения анкеты работа состоит в отборе необходимого числа адресатов из избирательных списков или карточек адресов и оформлении почтовых отправлений. Недостатки почтового опроса связаны с качеством получаемой информации: отсутствие контроля за ситуацией заполнения анкеты; отсюда возможность вмешательства третьих лиц, группового заполнения анкеты, напр., семейное или в первичном коллективе; неполное или формальное заполнение анкет; технические ошибки при заполнении анкет; затягивание сроков возврата анкет; низкий процент возврата, ведущий к искажению параметров выборочной совокупности;

- наиболее широко используемым способом распространения анкет является раздаточное анкетирование, при котором анкета непосредственно вручается исследователем респонденту и тот после заполнения возвращает анкету обратно. Раздаточное анкетирование может проводиться с выдачей и заполнением анкет прямо на месте с выдачей анкет на руки и заполнением их на дому с последующим возвращением в назначенный исследователем срок. При опросе на месте анкета заполняется в присутствии исследователя и тут же вручается ему обратно. Заполнение анкеты в присутствии исследователя может быть как индивидуальным, так и групповым. Анкетирование на месте – наиболее предпочтительный способ распространения анкет, так как он гарантирует их абсолютно полный возврат. Другое достоинство этого способа анкетирования состоит в том, что исследователь имеет возможность контролировать процесс заполнения анкет.

В-первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

2. По месту проведения:

- по месту жительства (анкета высылается на дом или анкетер приходит к опрашиваемому сам);

- по месту работы или учебы (анкеты раздаются на рабочих местах или в учебных заведениях).

В последнем случае оно может быть групповым ( или аудиторным );

3. По уровню стандартизации:

- в стандартизированной анкете ответы на задаваемые вопросы полностью предопределены. Мало возможности для собственной инициативы интервьюера. Все вопросы являются закрытыми, и опрашиваемый не может давать дополнительную информацию, которая выходит за рамки вопросов анкеты. Преимущества такой анкеты: быстрота ответа; низкие издержки; не требует большого квалификации интервьюера; легко анализируется. Недостатки: отсутствие гибкости; получение ограниченной информации; возможность предвзятости.

- частично стандартизированные анкеты состоят из комбинации открытых и закрытых вопросов, которые предлагают большую гибкость ответов. И хотя формальная структура ответа существует, все же имеется больше свободы при ответе. Преимущества: получение качественной и количественной информации, вызывает большой интерес у респондента. Недостатки: требует высокой квалификации интервьюера; сложность записи ответов; более высокие затраты.

- нестандартизированные анкеты четко не определены, и в них респонденты могут отвечать своими словами. Существует три метода проведения нестандартизированных опросов: глубинное интервью, групповая дискуссия (фокус-группа), проекционный метод. Их цель – определение мотивов поведения. Такие мотивы, как правило, оказываются наиболее важными в потребительском поведении.[20]

Анкета, как уже указывалось, не просто совокупность вопросов, а целостный инструмент, предназначенный для получения комплекса взаимосвязанных данных, образующих эмпирическое описание изучаемого объекта. Знакомясь с вопросами анкеты, респондент воспринимает их во взаимосвязи, формирует целостный образ темы опроса, причём в процессе опроса мотивация сотрудничества с интервьюером может меняться от положительно активной до формально безразличной или негативной, ведущей к отказу. Функция создания и поддержания положительного отношения к опросу связана со специальными методическими частями вопросника: планом (или примерным текстом) вводной беседы, контактными вопросами, переходами от одного блока вопросов к другому, с вопросами, предназначенными для снятия напряжения, отвлечения, и с другими приемами, объединяющими вопросы анкеты в целостную беседу.