Сущность социальной политики России

Для раскрытия сущности социальной политики необходимо рассмотреть понятие «социальная политика», определить её место в системе институтов государства, выявить содержательные характеристики, охарактеризовать её основные составляющие и направления, расставив приоритеты и акценты между ними.

В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока:

Социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

Собственно социальная политика (её элементами являются политика в области социальной защиты населения и её конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Понятие социальной политики относится к числу широко используемых и является дискуссионным, объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношения государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. Однако, термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение.

В зарубежной и отечественной науке накопился достаточно большой выбор определений социальной политики. Все подходы, изложенные в определениях можно разбить на группы, в каждой из которых объединяются схожие концепции.

Первая, и наиболее обширная группа исходит из отождествления социального и общественного, в силу чего социальная политика рассматривается как «общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество». Цель социальной политики – способствовать достижению целей общества[1].

Вторая группа подходов исходит в первую очередь из социально-трудовых отношений и ориентирован на их стабилизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных вариантов разрешений противоречий.

Третья группа концепций рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности, нацеленной в первую очередь на потенциально опасные слои – нетрудоспособных, маргиналов, деклассированные элементы, - чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей, благосостояния, и оградить тем самым остальных от их возможной неконтролируемой ярости. В свое время еще П. А. Сорокин в своей работе «Социология революции» указывал, что «непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения»[2].

Четвертая группа концепций рассматривает социальную политику прежде всего как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий. Как правило, действия в рамках такого подхода имеют целью удержать дифференциацию доходов в безопасных рамках, а средством выступает активная налоговая политика.

Пятая группа подходов исходит из принципов социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства[3].

Как видно, в каждом из этих подходов есть определенное позитивное начало, основа действия социальной политики, реализуемой большинством современных развитых государств и содержит в себе элементы каждой из этих концепций.

Отечественные исследователи сравнительно поздно обратились к социальной политике как специальному предмету научного рассмотрения.

Среди отечественных авторов выделим точку зрения П. Д. Павленка, по мнению которого, социальная политика государства – это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей[4]. Это определение относится к числу тех, которые трактуют рассматриваемое явление достаточно широко, вбирая в себя, вероятно, также и содержание других видов политики.

Определяя место социальной политики в системе институтов государства, выделяя основные характеристики социальной политики, процитируем следующую её трактовку И. Г. Зайнышева: «Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения»[5]. Социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Любые социальные программы ничего не стоят, если не обеспечены экономически. Однако соотношение экономики и политики не может быть сведено к соотношению между экономической и социальной политикой государства. Здесь особое значение приобретает взаимодействие обоих видов политики, при котором приоритет может иметь то один, то другой вид. Вообще, именно в этой сфере проблемы целеполагания относятся к числу самых сложных.

С точки зрения И. М. Лавренко: «Социальная политика – это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей».

С одной стороны, социальная политика – это искусство соединения человеческих интересов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений.

С другой стороны – это система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения и развития человека[6].

Анализ представленных взглядов различных авторов позволят увидеть в каждом из определений разные стороны действительности, отражение сущности социальной политики.

Социальная политика – это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слове, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.).

Таким образом, главное в социальной политике – социальное положение тех или иных частей народа в целом. Социальное положение – это основная комплексная характеристика жизнедеятельности в целом и его составных частей. Социальное положение формируется как результат действия системы существенных факторов (причин), которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. Среди общественных условий, формирующих социальное положение, наиболее важными являются:

1.  Общественное устройство (общественный строй), в котором закреплено генеральное распределение ролей в обществе.

2.  Власть в обществе как способ поддерживания социальной устойчивости и хозяйствования.

3.  Экономические условия – комплекс условий обеспечения средств существования и развития, необходимых и достаточных для воспроизведения и общественно нормальной эволюции социального положения социальных групп и общностей. Сюда относятся не только доходы, но и условия образования, здравоохранения, обеспечения жильем, коммунально-бытовыми услугами, уровень благоустройства населенных мест и т.п.

4.  Экологическая безопасность (уровень экологических опасностей как в природной среде, так и в поселениях, и в сфере производства).

5.  Защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность) – тот общественный порядок, в котором субъекты могут опираться на общественный строй при выдвижении требований по улучшению или отстаиванию своего положения в обществе.

Параметры социального положения – конкретные измерители социального положения, его качественно-количественные характеристики, система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние. Параметры социального положения применяются также при определении качественных соотносительных уровней благосостояния (нищета, достаток, бедность и другое).

Всякое невнимание к нуждам людей, ослабление внимание к социальным аспектам труда, быта, досуга, любые ущемления законных интересов людей в конечном итоге противоречат принципу социальной справедливости и ведут к падению производства и обострению социальной напряженности в обществе или регионе.

Социальная политика – в частности – это целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объединений по удовлетворению насущных потребностей населения.

В независимости от конкретных исторических условий в социальной политике всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые являются её сущностью и составляют её реальное содержание. Обозначим основной круг функций, направлений социальной политики.

Содержание социальной политики, её цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.

Важнейшими из них являются:

· Выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

· Оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

· Интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

· Прогностическая;

· Социальная защита населения;

· Управление социальными процессами и др.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепление здоровья населения, роста его образованности и культуры.

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:

- предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов;

- перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании с репрессивными средствами.

Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных слоев, общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс. В этой связи социальная политика имеет прямое отношение к определению приоритетов в развитии благосостояния, масштабов поддержки различных слоев населения.

Разумная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства.

Социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).

Социальная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым относятся: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь.

Социальную политику можно охарактеризовать и систематизировать по различным признакам[7].

Признаки

Характеристики социальной политики

Уровень разработки и реализации социальной политики Государственная социальная политика

Региональная социальная политика

Муниципальная социальная политика

Социальная политика на предприятии, в организации, учреждении

Содержание мероприятий, задач социальной политики Организационные, правовые, социальные, экономические, финансовые, экологические, демографические, идеологические, пропагандистские, социокультурные
Период реализации социальной политики Долгосрочная

Среднесрочная

Краткосрочная

Текущая

Эффективность/неэффективность Эффективная – действенная, результативная, прагматичная, реализованная в значительной мере, понятная населению

Неэффективная – нереальная, «бумажная», не реализованная в значительной мере, отторгаемая населением

Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества – инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т.д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом.

Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовывать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и пространстве условиям жизнедеятельности. Серьезная политика не может сводится к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реальности социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал.

Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения – это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются.