Сущность социальной политики

Во второй половине XX века в западных странах вместе с внедрением государственного регулирования экономики существенно изменился характер самого государства: оно стало правовым и демократическим. Сложился новый вариант экономики – социально ориентированный.

При этом можно выделить несколько основных черт социально – ориентированной экономики.

Во-первых, в такой экономике нормальным считается множественность форм собственности. Этим выражается больший демократизм отношений собственности. Считается необходимым существование государственного сектора экономики, выполняющего задачу (которую не в состоянии выполнить свободная рыночная экономика) – обеспечить социальную устойчивость общества.

Во-вторых, в социально ориентированной экономике все граждане наделены основными социальными правами и свободами, Они могут отстаивать эти права в суде.

В-третьих, государство создает условия достаточного удовлетворения совокупности наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя содержание широко развитой социальной инфраструктуры, которая включает среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляются большие расходы на социальные программы.

В-четвертых, в социально ориентированной экономике государство с помощью налогов перераспределяет личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным и малообеспеченным жителям страны. Благодаря такому распределению государство дает средства к существованию тем, кого либеральная рыночная экономика «бросает на произвол судьбы» (инвалиды, многодетные семьи, бездомные и др.)

Наконец, в-пятых, в социально ориентированной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый средний класс (по уровню получаемых доходов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) делятся на три основных класса: богатый – 10-15%; средний – 70-80% и бедный – 15-20%. В случае опоры на средний класс обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Этому, несомненно, способствуют создаваемые государством различные фонды социального назначения.

Социальная политика – это деятельность государства и других субъектов (профсоюзов, фондов, центров), направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создании условий для обеспечения относительной социальной справедливости и равенства.

Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния дел в общественном производстве, приоритетной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

Конечной целью общественного производства является удовлетворение потребностей людей, задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общества состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных.

Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для обеспечения нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, организовывать систему подготовки и переподготовки работников.

Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация негативных последствий при переходе к рыночной экономике. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для проведения социальной политики; с другой стороны проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

Следующим признаком можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально – демографических слоев и групп населения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы, и как следствие - резкое падения уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

Можно назвать множество функций социальной политики, но в качестве основополагающих следует выделить такие:

·  Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;

·  Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников;

·  Обеспечение социальной защищенности всех членов общества;

·  Согласование личных, коллективных и общественных интересов;

·  Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;

·  Развитие социальной инфраструктуры общества.

Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию, формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.

Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребитель общественных благ.

Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу – обеспечение прожиточного минимума всему населению. Оставшаяся часть доходов общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.

Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает, прежде всего, не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно. Так, американская рыночная модель предусматривает наибольшую активность домохозяйств в решении своих не только экономических, но и социальных проблем. Японская модель рынка в решение социальных проблем активно включает фирмы. Здесь действует принцип корпоративизма. Для шведской модели типичен приоритет государства в налаживании социального партнерства и обеспечении социальных гарантий. Что касается китайской модели рыночного социализма, здесь активно сотрудничают общественный и коллективный интересы, а через них оказывается содействие личному фактору (труду) в решении социальных проблем жизни общества.

Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип разделения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получить больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала). В рыночных условиях учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.

Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях будущее связанно с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций – это так называемый микроуровень социальной политики. На макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная политика. На мегауровне реализуется межгосударственная социальная политика, связанная с решение глобальных проблем, преодолением социально-экономической отсталости отдельных стран и регионов земного шара.