Таблица уровней сформированности правовой культуры личности

NN

п/п

Признаки Градация оценок, соответствующих уровням проявления правовой культуры старшеклассников

(показатели сформированности)

идеальный Высокий средний низкий минимально допустимый
1 2 3 4 5 6 7
1. Широта правовых знаний Многосторонний интерес к теории государства и права Разносторонний, но в то же время строго очередной, избирательный интерес Интерес лишь к так называемой обязательной, «необходимой» правовой информации Интерес к праву неустойчивый, в знаниях множество пробелов Интерес к праву практически не выражен. Правовые знания отрывочны и бедны.
2. Объем правовых знаний Значительно выходящий за пределы программ, способен оценивать социальную значимость нормативных актов, оперировать юридическими оценками Превосходящий предусмотренный учебниками и программами, способен опознать социальную значимость норм, оперировать юридическими оценками. В основном приближающийся к предусмотренному учебниками основных правовых норм. В целом явно недостаточный, чтобы разбираться в правовых отношениях. Крайне незначительный.
3. Глубина правовых знаний Знания глубоки и базируются на законах и нормативных актах. Знания глубоки, но порой взяты из популярных юридических изданий. Знания есть, но поверхностны, взяты часто из случайных источников. Знания отрывочны и совершенно неосновательны. Правовые представления наивны, знаний практически нет.
4. Мотивы участия в правовой деятельности Мотивация разнообразна и отличается положительной социальной значимостью Мотивируется участие в деятельности устойчивым интересам к ней. Участвует в деятельности, т.к. она стала в учебном заведении нормативно обязательной. Поручения выполняет, т.к. «заставляют» и т.п. Участвует, т.к. «нужно для характеристики» и т.п.
5. Характер учебной деятельности Рассматривает учебу не как самоцель, а как стремление применить знания, придать учебной работе своей и товарищей коллективистский социально значимый характер Стремится связать учебную работу общественной и правовоспитательной деятельностью Учебная деятельность носит преимущественно сугубо личный характер, выступает как пассивный потребитель правовых знаний. Выступает не столько как субъект, сколько как совершенно пассивный объект обучения. Характеризуется совершенно недобросовестным отношением к учебе.
6. Потребность повышать правовые знания Потребность систематически следить за развитием теории и практики правового воспитания, творчески применять знания в учебной работе Сознательная, но не систематическая потребность в повышении правовых знаний и умений. Случайная потребность в приобретении новой информации и использования ее на практике. Потребность, обусловленная корыстными причинами Отсутствие потребности осознанного интереса к праву
7. Правовой лексикон Как активный, так и пассивный, правовой словарь достаточно богат Богат больше пассивный правовой запас И пассивный и активный правовой словарь ограничен. Нет заметного повседневного обогащения правового словаря. Юридической терминологией практически не владеет.
8. Готовность к общественно правовой деятельности Вполне готов к разнообразной правовой агитационно- пропагандистской и организаторской деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность, творчество В разной степени готов к правовой деятельности, либо к агитационно-пропагандистской, либо к организаторской, обладает необходимыми для этого знаниями. В состоянии вести от одного до двух видов элементарной право – воспитательной работы Может выполнять лишь отдельные простейшие общественные поручения. Нет даже простых умений и навыков правовой деятельности
9. Правовое поведение в процессе неформального общения в других жизненных ситуациях Всегда умеет найти верные правовые критерии для выбора оптимального личного поступка и от других, с какими бы неприятностями это ни было сопряжено, требует правомерного поведения. В большинстве ситуация занимает правильную, солидарную с правовыми нормами и правилами общения позицию. Как правило, отличается достаточной зрелостью, но недостаточно требователен к правовому поведению окружающих. Далеко не всегда отличается правовой зрелостью в суждениях и поступках: правомерное поведение обеспечивается из-за страха перед законом и гласностью. В суждениях и поступках часто проявляется мещанская, и даже обывательская правовая направленность. Правомерное поведение обеспечивается путем контроля.