Теоретические аспекты социологического исследования

Основные понятия и определения

Информация – это способность сведений повлиять на выбор решений в конкретной проблемной ситуации. Другими словами, информация – это мера изменения полезности факторов выбора решений в конкретной проблемной ситуации.[1] По существу это определение информации социального характера повторяет определение, используемое в кибернетике.

Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.[2]

Анкетный опрос — форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.[3]

Анкетный опрос – наиболее распространенный метод сбора социологической информации с помощью опросного листа (анкеты), самостоятельно заполняемой опрашиваемым (респондентами или экспертами) по указанным в ней вопросам и правилам.

Анкетный опрос- метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом [в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе] или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента. Компонентами любого анкетного опроса являются:

1) социолог (анкетер);

2) сама анкета;

3) респондент.

Опрос анкетный — обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. Наиболее распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессах и результатах их деятельности. Ситуация проведения анкетного опроса является частным случаем общения, но обладает своими психологическими особенностями. Анкетный опрос является асимметричным общением, при котором социолог (интервьюер) берет на себя преимущественно функции воздействия, то есть субъекта, а информант выступает в качестве объекта. При этом у социолога есть цель (получить ответ на вопросы), а у информанта такой цели нет, он может стремиться избегать участия в опросе. Анкетный опрос является общением, опосредованным как личностью интервьюера, так и техническими средствами опроса, в том числе структурой и содержанием анкеты. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что исследователь подходит к предмету с научных позиций, респондент же мыслит по законам обыденного мышления.[4]

Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.[5]

Социальная информация

По существу, приведенное в предыдущем параграфе определение информации социального характера повторяет определение, используемое в кибернетике. Такой подход позволяет выделить существенные свойства информации, которыми она отличается от сведений. Вторичные признаки информации – своевременность, точность, достаточность и другие характеристики ее качества. Этим аналогия информации с ресурсами ограничивается. Информация – оценочная категория. Это относительная идеальная характеристика, неотделимая от системы ценностей пользователя информации в конкретной проблемной ситуации.

Носителями информации могут быть любые предметы и явления материального мира, так же, как энергоносителем – материя в любой форме. Носители информации обладают характеристиками, присущими материальным объектам. Смешивать понятия «информация», «сведения» и «информационный носитель» так же недопустимо, как отождествлять деньги с золотом, монетами или другими денежными знаками.

Интерес – это отношение человека к возможностям, которыми он распоряжается для достижения желаемых результатов. Руководствуясь интересом, человек рассматривает открывающиеся его выбору возможности как благоприятные или неблагоприятные, желательные или нежелательные. Информация служит оценке этих возможностей.[6]

Как уже упоминалось выше, социальная информация - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе. Социологическая информация - это информация об обществе, созданная с помощью «науки о закономерности и функционировании общества в целом и отдельных составляющих его социальных систем» - социологии. Таким образом, можно считать, что социальную информацию мы выделяем из различных статистических и других источников, в то время как социологическая информация создается специалистами - социологами в результате применения специальных социологических инструментов - опросов, анкетирования, применения специальных социологических методик. Естественно, что жесткой однозначной границы между социальной и социологической информацией не существует. До недавнего времени исследователи пользовались традиционными источниками социальной информации. В основном, это общие универсальные статистические системы, чаще всего материалы соответствующих статистических организаций, отчетные материалы различных ведомств. Из таких систем выбираются, например, данные по образованию, интенсивности культурной жизни населения, политической активности (участие в выборах) и т.п.

С позиций информационного подхода к социальной информации следует относить информационные модели, которые определяют хотение, опасение, намерения, информационные и реальные действия отдельных людей по отношению к человеческому (социальному) окружению; интеграция этих моделей в социальных системах различной величины и сложности; отражение интегрированной сложности общественной модели в индивидуальном сознании. Далее следует коррекция социальных моделей, как на нижнем, так и на верхнем, уровнях информации — люди меняют своё поведение в зависимости от смены идей, законов, правил, а смена идей, законов, правил происходит с учётом изменившегося поведения людей.

Поскольку люди объединены в группы, то существует групповая социальная информация — социальная информация семьи, нации и общечеловеческая социальная информация.

Отдельный человек обладает своим собственным социальным опытом, то есть индивидуальным массивом информации, и сведениями о социальном опыте группы, к которой он принадлежит, нации, к которой он принадлежит, сведения о социальном опыте всего человечества.

Основные методы проведения социологического исследования

Из приведенного в первом параграфе определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный.

Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты.

Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных.

Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологическое исследование. Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

В социологии различают теоретические и практические методы. Первые относят к области анализа информации, вторые – к сбору эмпирических данных (рис.1).

Теоретические и практические методы в социологии

Рис.1 Теоретические и практические методы в социологии

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):

  опрос (анкетирование и интервьюирование);

  анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);

  наблюдение (невключенное и включенное);

 эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.

Существует множество определений понятия «анкетный опрос»: форма получения от респондентов сведений; метод сбора социологической информации; обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению.

Для целей данного исследования остановимся на следующем определении:

Анкетный опрос – наиболее распространенный метод сбора социологической информации с помощью опросного листа (анкеты), самостоятельно заполняемой опрашиваемым (респондентами или экспертами) по указанным в ней вопросам и правилам.

К традиционным источникам социальной информации относятся: общие универсальные статистические системы, материалы соответствующих статистических организаций, отчетные материалы различных ведомств (данные по образованию, интенсивности культурной жизни населения, политической активности).