Терапия и реабилитация больных наркоманией

Во всем комплексе мер борьбы с наркотизмом на первое место выходят профилактические. Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем заниматься лечением, подчас долгим и сложным, а уж наркоманию - тем более: лечение не дает сто процентной гарантии избавления, а с материальной точки зрения оно способно почти любую семью поставить на грань нищеты.

В силу специфики этой "болезни цивилизации" её профилактика требует комплексного подхода в выборе программ противодействия наркоагрессии и способов их организационного и материального обеспечения, конкретных форм и методов работы в различных ситуациях, скоординированных усилий со стороны многих общественных органов и т.д., то есть, широкого фронта действий.

Профилактическая работа

1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков. С этой целью во многих школах при проведении бесед с учащимися (чаще - по классам, что позволяет учитывать специфику той или иной возрастной группы) используются, например, советы и рекомендации подростку, разработанные Российской Академией Образования (РАО) по поводу того, как вести себя, если знакомые (тем более - незнакомые) предлагают попробовать наркотики.

2. Целенаправленно выявлять подростков, составляющих "группы риска", т.е. могущих при определенных обстоятельствах стать наркоманами.

Выявление детей школьного возраста, не обучающихся в школе, изучение их семей, образа жизни, окружения и приятия мер по возвращению таких детей в школу.

3. Родителей, особенно молодых, учат:

созданию в семье атмосферы, исключающей употребления наркотиков;

организации посильного детского труда дома, на даче и т.д.;

способам плотного заполнения досуга спортом, искусством, рукоделием,

техническим творчеством и т.д.;

способам обучения ребенка самозащите в случае агрессивного поведения наркодиллера;

способам помощи детям в организации своей жизни без наркотиков.

Педагогические меры профилактики

Принципы ведения профилактической работы:

организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами;

формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.

Предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;

влияние на уровень притязаний и самооценку;

свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации;

возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:

любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;

просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека;

информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений);

родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана;

искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;

разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;

ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;

упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков;

оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

Лечение больных наркоманией

Лечение наркомании в настоящее время не имеет четкой патогенетической ориентации и во многом симптоматично, поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика еще не выработали единых, общепризнанных методов лечения наркоманической зависимости. Это обстоятельство связано с недостаточным знанием интимных механизмов патогенеза наркоманий, которые, как известно, прежде всего обусловлены весьма тонкими и вначале малозаметными функциональными изменениями физиологических и биохимических процессов в центральной нервной системе. В подавляющем большинстве случаев лечение сводится к госпитализации больного, лишению его возможности принимать наркотики, проведению дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии. Перечисленные мероприятия купируют абстинентный синдром, разрушают физическую зависимость. Однако психическая зависимость, играющая в развитии наркомании, как мы полагаем, важнейшую роль, остается вне досягаемости для существующих сегодня психотерапевтических мероприятий, построенных в соответствии с традиционным психиатрическим подходом.

Методы лекарственного лечения необходимы и эффективны лишь на первых этапах сложного процесса избавления от наркотической зависимости. Возвращение к людям, к обществу - это совместный труд врачей, семьи, педагогов. Вернуть человека к самому себе, семье, к давно оставленному труду - задача трудная и не всегда выполнимая. Ведь наркотики подавили силу воли, отняли здоровье, стремление к жизни в обмен на иллюзии и несбывшиеся мечты. Поверить в человека, возвращающегося к людям, помочь ему в этом - долг нашего общества .