Терминология маргинальности

В настоящее время в социальной философии наблюдается наличие различных точек зрения на терминологическую трактовку феномена маргинальности вообще и в современной России в частности. Это продиктовано:

во-первых, самой изначальной широтой понятий. Значение латинских слов «margo» («граница, край») и «marginalis» («находящийся на краю, на обочине»), как мы можем увидеть, позволяет трактовать их разнообразно. Но чрезвычайно широкое понимание данных феноменов делает их изучение затруднительным и препятствует конкретизации понятий.

Во-вторых, маргинальность быстро стала междисциплинарной проблемой. Это создало ряд соответствующих подходов, рассматривающих свою область маргинальности, рассмотрение феномена с точки зрения экономики, политики, социологии, культурологии, антропологии, психологии и социальной философии.

В-третьих, развернутая картина развития зарубежной и отечественной маргиналистики представляет собой множество вариантов понимания связанных с ней проблем. В связи с этим описание истории изучения проблемы само выносится в область проблем, выливаясь нередко либо в простой обзор мнений, либо в попытку совместить их сразу все вместе.

В-четвертых, встречное движение исследователей от теории к социальной практике и наоборот далеко не всегда сходится в одних и тех же точках.

В-пятых, наряду с терминологией маргиналистики, давно существуют пересекающиеся с ней понятия: «люмпенизация», «деклассированные элементы», «лиминальность» и др., усложняющие и так непростую ситуацию.

В-шестых, несомненно, отрицательную роль здесь играет небывалая популяризация понятий маргиналистики, превращение их в клише, даже ругательства, за которыми часто не виден изначальный, определяющий понятия, смысл.

В-седьмых, существует необходимость постоянного развития понятий и их применения.

Ясно, что введенный в определенное историческое время для анализа конкретных обществ, более того, заранее очерченных явлений и процессов в них, этот понятийный аппарат должен в каждом последующем случае проходить тщательную проверку на применимость к конкретной ситуации. Отсутствие критического восприятия чужих теорий на свой конкретную социальную ситуацию, обусловленную конкретными пространственно-временными рамками, чревато неполным или не правильным пониманием проблемы и, в следствии выработкой некорректного подхода к её решению.

То есть причины сегодняшней сложности изучения в маргиналистике лежат и в области природы самих ее понятий, и в характере их изучения. В связи с этим возникают некоторые сложности в изучении темы в рамках социальной философии. Выходя за рамки конкретных дисциплин, она пытается концептуально, органично синтезировать их подходы и характеристики. Отправной точкой подобного социально-философского исследования должна служить сфера понятий. Именно в ней необходимо проводить основную работу по развитию собственного осмысления темы, с учетом касающихся ее концепций и примеров.

Нужно серьезно уточнить, очистить, классифицировать, систематизировать материал или создать его новый обоснованный вариант, концепт. А в таком случае могут помочь, скорее всего, лишь четкие рационально-логические операции по препарированию всего наносного или не соответствующего теме изучения и, наоборот, развития в ней жизненно необходимого и продуктивного.